Александра Денисенкова
Консультация «Интеллектуальная шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы
— центр познавательной активности старших дошкольников»
Одна из важных задач воспитания маленького ребенка – это развитие его умственных, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют усваивать знания и применять их на практике.
Под умственным развитием рассматривают изменения личности в мыслительной сфере, ее качественные и количественные преобразования. Данный процесс происходит лишь при нахождении личности в социуме, в процессе постоянной познавательной деятельности.
Для развития умственных способностей через познавательную деятельность, прежде всего, необходимо наличие следующих условий:
Публикация «Консультация „Интеллектуальная шкатулка“» размещена в разделах
1. мастерство педагога, умеющего заинтересовать ребенка. Известно, что «ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»;
2. предметно-развивающая среда, ориентированная на «зону ближайшего развития»;
3. наличие дидактических игр, занимательных пособий, наглядно-демонстрационного материала, предметных и сюжетных картинок. Ведь, «чего не было в восприятии, того не может быть и в представлении».
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их.
Заметив повышенный интерес детей старшего дошкольного возраста к развивающим играм с цифрами, фигурами, играм на развитие логики и мышления, решила использовать естественную потребность данного возраста для вовлечения их в более сложные и творческие формы игровой активности.
Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволило перейти от привычных занятий с детьми к совместной познавательной игровой деятельности, организованной в свободное время.
Совместно с детьми организовали в группе центр активности «Интеллектуальная шкатулка», в котором разместили разнообразные развивающие игры. Обсудили, где поместим центр, чтоб было более удобно пользоваться материалами, которые в нем расположены; правила работы; придумали название центра и логотип.
Деятельность в центре не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре.
Работа в центре организована с помощью:
применения игр разной направленности: сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк»; подвижные игры на ориентировку в пространстве; дидактические игры и игровые упражнения: «Уникуб», «Сложи узор»;
использование игровых материалов: «Математический планшет», «Блоки Дьенеша», «Математическая пирамида»;
объемное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Игровой квадрат», «Кубик-рубик; конструкторы; игры с пазлами и мозаикой; головоломки, лабиринты, ребусы;
познавательная литература;
опыты эксперименты на измерение.
Методы и приемы, которые использую в работе с детьми:
словесные: описательные рассказы о предметах; вопросы поискового характера: Как? Зачем? Почему?; чтение художественной литературы; заучивание считалок, пословиц, загадывание загадок; задачи в стихотворной форме; итоговые беседы после просмотра мультфильма или выполнения определенного задания;
наглядные: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства;
игровые: дидактические, интеллектуальные, игры с предметами;
практические: обследование предметов, материалов; отработка практических действий с использованием наглядного материала; упражнения и моделирование;
видео-метод: просмотр мультфильмов, видеороликов, презентаций;
гостевой метод: взаимодействие с детьми других групп, с целью поделиться полученным опытом.
Деятельность в центре «Интеллектуальная шкатулка» носит вариативный характер:
дети играют подгруппами, парами в утренний и вечерний отрезок времени;
ООД со всей группой по познавательной деятельности;
индивидуальная деятельность по интересам и уровню подготовки детей;
самостоятельная деятельность детей.
Работа в центре интегрируется с разными образовательными областями.
Речевое развитие: такие задания как придумывание загадок, составление задач стимулируют речевое творчество детей, при ответах на вопрос задачи формируется умение самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
Интересная техника, которая способствует развитию как речи, так и умственных способностей дошкольников – это интеллект-карты.
Познавательное развитие: использование игр с предметами, геометрическими фигурами, способствует формированию у детей представлений о системе сенсорных эталонов. Такие игры как «Что лишнее», «Чем отличаются» развивают умение сравнивать предметы, замечать их сходство и отличие, побуждают детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия.
Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: формирование у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире, количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
Физическое развитие: в работе с детьми использую подвижные игры, упражнения и физкультминутки, считалки, которые, способствуют развитию двигательной активности детей и закреплению математических способностей: измерение расстояний условными мерками, подсчет количества движений, ориентировка в пространстве.
Социально-коммуникативное развитие: в совместной деятельности дети общаются, у них формируется умение договариваться, работать в парах, оказывать помощь друг другу; развиваются умения игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие: при организации деятельности детей использую разнообразные техники, которые способствуют развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца).
Как я побуждаю детей к познавательной деятельности?
У меня есть секретные приемы:
«сомневаться» в посильности заданий: я говорю детям: «Каждый сможет выполнить задание, но мне что-то не верится в это»;
детям нравится, когда я с ними советуюсь;
могу «позабыть», как играть или пользоваться материалами;
«ошибаюсь» при выполнении задания;
элементы неожиданности: посылки, письма от героев с просьбами о помощи;
приемы «педагогического посредника» : направление не на действие ребенка, а на действие игрового персонажа, который допускает ошибки, аналогичные детским;
индивидуальный подход к детям.
Работа центра осуществляется не только между мной и детьми, активное участие принимают и родители.
Даю рекомендации по использованию той или иной игры или техники, для развития определенных способностей ребенка предлагаю взять игру и поиграть дома;
индивидуальные консультации; беседы, об успехах детей;
родительское собрание, на котором родителям были представлены цели и задачи центра, план работы;
мастер-классы от родителей, с целью расширения представлений детей о профессиях: продавец, кассир, банкир, бухгалтер;
привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми игр и поделок для обогащения развивающей среды группы;
участие в организации различных выставок: «Неопалимая купина», «Рождественская звезда».
Я уверена, что путешествуя по «Интеллектуальной шкатулке», дети научатся наблюдать, делать сравнения и обобщения, находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. Ведь умственное развитие дошкольника – это важная составляющая часть его общего развития, подготовки не только к школе, но и ко всей будущей жизни.
В детском саду прошел отборочный тур олимпиады для дошкольников «По дороге знаний». Моя воспитанница стала победительницей, набрав наибольшее число баллов 542. В этом есть и моя частица участия.