вероника нитченко
Консультация для родителей «Индивидуальный подход в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Все педагоги уделяли большое внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский разработал методику приемов индивидуального подхода к детям и высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя дать определенных советов. И добавил, что в творческом характере проблемы воспитатель может выбрать педагогические средства, которые могут подойти ребенку в данной ситуации.
Публикация «Консультация для родителей „Индивидуальный подход в воспитании ребенка“» размещена в разделах
Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются с помощью педагогического воздействия на каждого ребенка. Осуществление индивидуального подхода возможно при определенных условиях. Это подход к каждому ребенку с помощью воспитания и формирования в коллективе. Работа в коллективе рассматривается как две стороны единого процесса. За пределами коллектива не могут раскрыться такие личные качества детей, как уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу, трудиться, заниматься, играть. Влияние коллектива имеет большое значение в преодолении отрицательных проявлений – эгоизма, своеволия, злости, вражда и дерзость.
Важным условием для индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребенка. Это помогает устранить нежелательные проявления. Данная опора должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие связано с глубокой верой и уважением к человеку и является одной из главных идей системы воспитания и обучения. Воспитателю необходимо в своей работе с детьми быть искренним и тактичным. Недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно отзываться о нем, называть его недоразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
В дошкольном возрасте нетрудно установить причину различных отклонений в поведении ребенка и устранить их, если эти отклонения отрицательного свойства. Но, когда они превратятся в привычку, устранить их гораздо труднее. Поэтому глубокий анализ всех поступков детей в дошкольном возрасте просто необходим. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда загадка личности ребенка кроется в условиях семейного воспитания. Главная задача педагога развивать положительные качества и создавать новый стереотип человека.
Дети дошкольного возраста запоминают услышанное, любят делиться друг с другом своими знаниями и умениями, они любят слушать знакомые им рассказы, песни, стихи, играть в одни и те же игры. Это объясняется особенностями детского восприятия. Иногда воспитатель незаслуженно восхищается ребенком, который с легкостью повторяет чужие слова, не понимает их смысла, и детей считает недоразвитыми.
Главной ценностью нашей жизни и общества является человек. Это внимание, забота и его личные качества. И любые его внутренние и личностные качества проходящие через индивидуальные особенности. Всестороннее развитие каждого ребенка предполагает выявление творческих способностей, формирование личности, как высшего уровня развития. Ведь каждый человек должен иметь способности выявить себя как личность, а также заинтересовать общество. По определению, индивидуальный подход – это психолого-педагогический процесс, согласно которому в организованно-образовательном процессе учитываются только индивидуальные особенности ребенка. «Индивид» есть общество. Поэтому всякое проявление в жизни является утверждением общественной жизни. Индивидуальный подход охватывает весь процесс воспитания, развития и обучения в каждой личности ребенка.
В организации трудового воспитания детей дошкольного возраста индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с трудовых навыков и умений. Так как дети устают, теряют свою уверенность и силу, то возникает негативное отношение к труду. Большое значение индивидуального подхода в процессе трудового воспитания имеет общение с семьей, с друзьями, требований к ребенку в детском саду, дома и на улице.
Личностное развитие ребенка несет отпечаток возрастных и индивидуальных особенностей, которые учитываются в образовательном процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, его мышления, речи и памяти, его кругозора, социального проявления. И каждому возрасту присущи возможности в ограничении развития. Развитие мыслительных способностей, памяти, речи и наблюдательности происходит в детские годы.
Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала у ребенка, которое находит свое выражение в процессе мыслительных явлений, памяти, внимания, а также усвоении нового и пройденного материала. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые способствуют развитию активности и вниманию. На занятиях расширяются представления о явлениях окружающей жизни, дети получают новые знания, формируются умения в процессе образовательной деятельности; приобретают навыки логического мышления, умение анализировать и выражать свои мысли. У детей развивается восприятие; формируется память, внимание, воображение; воспитывается воля, усидчивость, трудолюбие, дружелюбие.
При общении с детьми в играх и на занятиях воспитатель находит особенности их речевого развития. Это невыразительность языка, неумение выразить свою мысль, бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индвидуальный подход на занятиях помогает педагогу исправить недостатки речевого развития у детей дошкольного возраста.
На занятиях по развитию речи педагог учитывает перечень усвоения материала, их индивидуальные способности, темперамент, характер и поведение. Важно выяснить отношение ребенка к познавательному процессу. На занятиях воспитатель может выявить детей, которые хорошо владеют речью. И наоборот есть дети пассивные, имеющие безразличие к занятиям и у них плохо развита речь. В причинах малой активности детей на занятиях нелегко разобраться. Пассивность детей на занятиях объясняются такими причинами: физической слабостью, застенчивостью, речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье.
Конечно же, у активных детей нужно поддерживать и развивать интерес к занятиям, инициативу; развивать их способности. Безусловно, у детей учитывается уровень умственного развития и речи. Поэтому детям нужно усложнять задания, составлять для них трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.
Воспитание активности детей на занятиях связано с воспитанием их поведения. На занятиях следует сдерживать эмоции и двигательную активность детей. Детям не разрешается сильно тянуть руку, выкрикивать, вскакивать. В таком случае, если ребенок не понимает, то воспитатель будет спрашивать, кто сидит спокойно. Очень полезно вместе с детьми оценить ответы и обсудить поведение детей.
Важным условием индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений является знание математического развития и причины его отставания.
Для общего развития дошкольников в детском саду большое значение имеют занятия по ИЗО. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои мысли и чувства, формируются представления об окружающей жизни. У детей развивается наблюдательность, воображение, обогащение эстетических чувств, воспитание нравственных чувств, совершенствование умственного развития. Дети научились владеть навыками правильно держать карандаш, кисть; умение пользоваться красками и ножницами.
Таким образом, индивидуальный поход к детям оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в системе: изучение проявлений ребенка, причины формирования особенностей его характера и поведения, определенных методов и средств обучения. Широкое обсуждение опыта педагога помогает анализировать свою работу, используя научные критерии, умение размышлять и сопоставлять свои суждения с мнениями товарищей.