Екатерина Найденова
Консультация «Игры по экологии в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по экологии в детском саду
Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом.
Публикация «Консультация „Игры по экологии в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимосвязь человека с природой, является одной из главных проблем, в настоящее время, взаимодействия человеческого общества на окружающую среду приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.
Педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске эффективных средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из таких средств является игра, она же ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста. Игры по экологии помогают достигнуть этой цели, позволяя детям активно участвовать в процессе исследования и изучения природы.
Преимущества игр по экологии
1. Игры по экологии позволяют узнать и понять принципы и законы природы и окружающей среды. Они обучают правильному взаимодействию с окружающей средой и помогают осознать важность ее сохранения.
2. Игры по экологии развивают экологическое мышление и умения принимать решения, основываясь на знаниях о воздействии на окружающую среду. Они учат анализировать и оценивать экологические проблемы и искать наиболее эффективные способы их решения.
3. Игры по экологии помогают формированию ответственного отношения к природе и окружающей среде. Они стимулируют интерес к экологии, способствуют осознанию собственного влияния на окружающую среду и мотивируют принимать активное участие в ее сохранении.
4. Игры по экологии способствуют развитию коммуникативных и коллективных навыков. Они помогают научиться работать в команде, принимать общие решения и эффективно сотрудничать с другими участниками игры.
5. Игры по экологии могут быть запоминающимся и интересным способом преподавания и усвоения экологической информации. Они создают эмоциональное вовлечение и помогают запомнить и применить полученные знания.
6. Игры по экологии могут стать стимулом для дальнейшего изучения экологии и выбора профессии в этой области. Они могут вдохновить нашей молодежи стать экологами и активистами и способствовать развитию экологической культуры в обществе.
Примеры экологических игр.
Сюжетно-ролевая игра «Жизнь животных в лесу»
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Ход игры: Прилетает Весточка: «Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите!»
На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а также журналисты.
Чтобы потушить пожар и спасти животных участники игры должны преодолеть различные препятствия: пробежать по наклонной доске, кувыркнуться на мате, прыгнуть через перекладину, проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу, они переносят пострадавших зверей в больницу и тушат пожар. В больнице девочки – санитарки лечат зверей. Оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.
После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель оценивает деятельность детей и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.
Подвижные игры.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
С детьми воспитатель проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые знания, которые дети получают в наблюдениях.
«Следопыт» (в холодное время года)
Отправляясь на прогулку, прочитайте сказку про Винни-Пуха, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите ребенку самому стать следопытом. Для начала научите его оставлять четкие следы ножек на снегу, затем попробуйте отличить свой след от чужого.
«С кочки на кочку» (в теплое время года)
Гуляя во дворе или в парке, очертите прутиком на площадке большой круг -это болото. На болоте много кочек- кружков (диаметр ЗО-35см, расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются лягушата. Мама предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах, не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.
Словесно-дидактические игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции. Например:
«Чего не стало?»
Цель игры: называть растения по памяти, развивать внимание.
Оборудование: плодовые растения: лимон, апельсин, финиковая пальма, гранат, ананас.
Ход игры:
Рядом находится несколько растений. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одно из них, дети с открытыми глазами угадывают, какое растение убрали.
Загадки-описания - в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание: загадки о комнатных растениях, животных, временах года.
Таким образом, экологические игры создают оптимальные условия для воспитания и обучения детей
• дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка
• доставляют радость ребенку
• ставят взрослого и ребенка в партнерские отношения;
• способствуют развитию разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
• вызывают эмоциональную реакцию у детей, закрепляя экологические знания.