Елена Клюева
Консультация «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
2 слайд
В последние годы многие психологи говорят о проблеме детской агрессии. Замечен рост агрессивных тенденций в обществе. По многим причинам, таким как: тяжелое материальное положение, нестабильность в работе, семейные проблемы, а также участившаяся пропаганда насилия с экрана и т. д., можно наблюдать повышенные агрессивные тенденции у взрослых, что не может не отразиться и на поведении детей.
Публикация «Консультация „Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Арт-терапия. Консультации
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. Агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение.
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение,противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.
3 слайд
Многообразие проявлений агрессивного поведения можно сгруппировать на виды:
• Агрессивность физическая с использованием предметов, направленная на другого (сверстника, взрослого, на животных).
• Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физической с элементами садизма, направленная на другого.
• Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.
• Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или открытая, направленная или выражающаяся через (на) предмет, направленная на взрослого, на себя, на животных.
• Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.
Повышенная агрессивность детей выступает как устойчивое качество личности. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего у малыша формируется враждебность к окружающему миру в виде длительных и частых негативных эмоций.
4 слайд
Существует множество причин, провоцирующих агрессивность детей :
1. «Семейные» причины:
неприятие детей родителями;
безразличие, или враждебность со стороны родителей;
разрушение эмоциональных связей в семье;
неуважение к личности ребенка;
чрезмерный контроль, или полное отсутствие его;
избыток, или недостаток внимания со стороны родителей;
запрет на физическую активность;
отказ в праве на личную свободу.
5 слайд
2. «Личные причины» :
подсознательное ожидание опасности;
неуверенность в собственной безопасности;
личный отрицательный опыт;
эмоциональная нестабильность;
недовольство собой;
повышенная раздражительность;
чувство вины;
плохое самочувствие, переутомление;
влияние продуктов питания;
влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха;
темперамент.
6 слайд
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку. Но главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе.
7 слайд
Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Во-вторых, пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.
Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его поддразнили или задели.
8 слайд
Возможности ДОУ в коррекции агрессивного поведения дошкольников
В последние годы воспитатели детских садов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей : они шумные, крикливые, неусидчивые, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями.
Профилактическая коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.
Наиболее эффективным способом коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему ребенка.
9 слайд
Перед дошкольным учреждением стоят следующие задачи:
Обеспечить сохранение психического и физического здоровья детей и организация их эффективного общения;
Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю;
Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты
Педагогам детского сада необходимо воспитать ребенка, способного управлять своим поведением и способного планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающего элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Выявляя агрессивных детей в дошкольном образовательном учреждении, следует помнить, что главная задача это не постановка диагноза, не навешивание ярлыка «драчуна», а прежде всего оказание своевременной помощи нуждающемуся ребенку.
10 слайд
игровая терапия в коррекции агрессивного поведения дошкольников
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия - способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игpa. «Лечебные игры остаются для детей по форме развлечениями, удовлетворяющими их досуговые потребности, а по сути они способны снять напряжение, помочь детям «выплеснуть» негативные эмоции, разрядиться», - считает О. Ушакова
11-12 слайд
Существует много методов коррекции агрессивного поведения. Например: Демонстрация возможных игр, направленных на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом, например, игра «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет) предложите детям поругаться, но не плохими словами, а… овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т. д. ; «Уходи, злость, уходи!» (для детей с 4 лет) играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты).
«Стаканчик для криков»
(игровое упражнение)
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: стаканчик.
Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
13 слайд
На снижение мышечного и эмоционального напряжения, например, упражнение «Цветок», ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком». Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.
«Кулачки». Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся.
«Велосипед». Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги согнуты в коленях. Медленно он начинает движения такие ногами, как будто едет на велосипеде. Ноги при этом касаются пола и высоко поднимаются, чередуются, сначала поднимается одна, потом другая. Постепенно увеличивается сила и скорость касаний пола. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара
14 слайд
На развитие навыков волевой регуляции, например, игра «Черепахи» дети встают по одну сторону ковра. Взрослый встает напротив них по другую сторону ковра. По его команде дети должны двигаться к нему. Их задача — идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте без движения запрещается!
Тихий колокольчик Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.
Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.
Стойкий оловянный солдатик
Цель: развитие произвольности поведения, общей координации
Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.
Запрещенное движение
Цель: развитие произвольности и внимания.
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.
15 слайд
На формирование уверенного поведения, повышение самооценки. Например, игра «Врасти в землю». Ведущий произносит: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека. Запомни свои ощущения в этой позе уверенности».
«Угадай, о ком говорим»
Цель игры: развитие уверенности в себе.
Выбирается ведущий. Дети загадывают одного из участников и дают водящему его позитивное описание, не называя его по имени и не описывая одежду. Например: «У этого ребенка красивые длинные светлые волосы, голубые глаза. Его любимая игра – в прятки. Он любит рисовать, хорошо танцует. И т. д.»Задача водящего – узнать, о ком идет речь.
«Моё любимое животное»
Цель игры: развитие внимания друг к другу, умения с помощью мимики и пантомимы передавать задуманный образ. Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и с помощью мимики и пантомимы изображает свое любимое животное. Участники стараются угадать это животное.
Можно предложить ребятам изобразить животное, разделившись на пары, группы.
Варианты: показать сказочного персонажа.
«Я самый»
Цель игры: повышение самооценки ребенка.
Дети стоят в кругу, в центре которого поставлен стул.
Дети идут по кругу и говорят: «Кто сегодня всех умней, всех румяней и белей?» Ведущий отвечает: «Это наша Танечка! Ну-ка, Таня, выбегай! На волшебный стул вставай!»
Тот, кого назвали, встает на стул. Дети по очереди называют положительные качества этого игрока. Например, один ребенок говорит: «Таня красивая!», остальные дети хором скандируют: «Красивая! Красивая! Красивая!».
Затем выбирают следующего участника и игра повторяется.
«Колечко»
Цель игры: научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние других партнеров по игре.
Дети садятся в круг, ведущий ходит по кругу и незаметно вкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
16 слайд
Использование метода тематической беседы. Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства других людей. Например, спросите ребенка, много ли он знает чувств. На что они похожи, какого цвета, звука, запаха…Если ему кажется, что много, предложите ему сыграть в такую игру. Это будет конкурс знатоков чувств. Возьмите мяч и начните передавать его по кругу (можно играть вдвоем с ребенком или пригласить поучаствовать и других членов семьи, что будет не только интересно, но и показательно в плане их знаний и интереса к внутреннему миру). Тот, у кого в руках мяч, должен назвать одну эмоцию (положительную или отрицательную) и передать мяч следующему. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может дать ответ, покидает игру. Оставшийся - самый большой знаток чувств в вашей семье! Можно установить для него какой-нибудь приз.
«Глаза в глаза»
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Ход игры. "Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.
«Рассказы по фотографиям»
Цель: развивать интерес и внимание к собственному внутреннему миру к пониманию чужих эмоций и сопереживанию.
Ход игры.
Для того чтобы начать играть, вам понадобятся любые фотографии людей, отражающие их настроение. Покажите ребенку одну из этих фотографий и попросите определить, какие чувства испытывает человек на фото. Затем спросите, почему он так думает; пусть ребенок попробует словами выразить, на какие внешние признаки эмоций он обратил внимание. Можно также предложить ему пофантазировать, придумав, какие события в жизни сфотографированного мужчины или женщины предшествовали этому моменту.
17-18 слайд
В работе с агрессивными детьми очень хорошо использовать терапию посредством рисунка. Она направлена на развитие способности адекватно выражать свое эмоциональное состояние, например,
Изотерапия- лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др. Позволяет ребенку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессии на бумагу.
Для изотерапии можно использовать не только традиционное рисование, но и нетрадиционное и применять при этом следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки, а также зубные щетки, нити, ватные палочки и т. д., все, чем можно рисовать.
попросите ребенка нарисовать свой гнев и разорвать его на маленькие кусочки.
Упражнение «Рисование по сырому листу»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
Упражнение «Рисование зубной щеткой, ватными палочками».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: листы бумаги для рисования, цветная гуашь, старые зубные щетки, ватные палочки.
На листе бумаги зубной щеткой рисуется елка, затем ватными палочками разноцветной краской «украшают» елочку новогодними огоньками и игрушками. Тамповать ватными палочками очень нравится детям, происходит релаксационный эффект, развивается фантазия.
Упражнение «Выдувание соломинкой».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения
Материалы: листы бумаги для рисования, цветная гуашь или акварельные краски, трубочки для коктейля.
На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Каждый выдох через трубочку – это возможность расслабления и высвобождения. Но, любое дыхательное упражнение выполняется от 2 до 5 минут. Важно предупредить особо усердных, чтобы они не слишком старались – излишнее рвение обязательно сопровождается напряжением, и весь релаксационный эффект исчезнет.
19 слайд
Как известно, дети очень любят слушать сказки. Поэтому, сказкотерапия– замечательный способ для работы с детьми, у которых отмечаются эмоционально-волевые нарушения.
5 правил сказкотерапии :
1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.
2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.
3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребё нок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.
4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.
5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.
Коррекционная сказка помогает сформировать адекватную самооценку. Например, сказка про то, как злость Танечку и Ванечку в плен поймала: «Жили-были веселые дети Танечка и Ванечка. Все их очень любили: и мама с папой, и воспитательница, и ребята в детском саду. Но как-то раз они вышли гулять во двор, налетела тут откуда-то злая туча и захватила Танечку и Ванечку в плен. А назывался тот плен «Королевство Злючек». И все, кто попадал в то королевство, тут же становились злыми и некрасивыми. И Танечка с Ванечкой злыми стали, научились кусаться, плеваться, драться и даже ногами пинаться. И даже обзываться они научились. Но злая туча еще большее зло для наших ребят придумала. Она возвратила их обратно в свой двор, но расколдовывать не стала. И что тут началось! Танечка с Ванечкой на маму злятся. У папы потихоньку компьютер ломают. А ребят в детском саду то обзовут, то стукнут, а иногда и стукнут и обзовут сразу. Был у Танечки с Ванечкой лучший друг Паша. Решил Паша победить злую тучу, собрал все свое оружие и вызвал ее на бой. Подошла тут к Паше добрая волшебница — воспитательница Татьяна Кирилловна и сказала: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь». «А чем же мне победить зло?» — растерялся Паша. «Злого надо полюбить, чтоб о зле он мог забыть», — ответила ему мудрая воспитательница».
20 слайд
Опыт показывает, что работа с мягким материалом (пластилин, тесто) и песком тоже способствует снятию агрессивных состояний, помогает избавиться от лишнего напряжения и позитивно влияет на эмоциональное состояние детей.
21 слайд
Любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей и воспитателей. Эту работу желательно проводить в двух направлениях. Прежде всего, информировать о проблеме, говорить о последствиях. Обучать родителей и воспитателей эффективным способам общения с ребенком. Им может быть рекомендовано следующее: быть последовательным в воспитании, внимательным к нуждам ребенка, вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребенка, все вводимые запреты должны высказываться в тактичной форме, давать возможность ребенку выплескивать свой гнев в приемлемой форме, на неодушевленные объекты, показывать личный пример эффективного поведения, стараться не допускать при ребенке вспышек собственного гнева, наказывать ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка и не стесняться лишний раз пожалеть, приласкать, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его. Твердое, но благожелательное отношение педагога, положительный пример других детей и, конечно, контакт с семьей воспитанника – залог успеха.