Васина Н Н
Консультация «Хозяйственно-бытовой труд»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений».
Публикация «Консультация „Хозяйственно-бытовой труд“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Сухомлинский В. А. «Гармония трёх начал»
Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства.
Так со второй младшей группы дети выполняют несложные поручения, убрать игрушки на полки, потому как у каждой игрушки есть своё место. Также воспитатель обращает внимание на бережное и аккуратное отношение к игрушкам. Аккуратно относимся и с выносным материалом, складывает его: совочек с совочком, ведёрко с ведёрком. Также дети учатся готовить материалы и инструменты для продуктивных видов деятельности, запоминая последовательность и расположения предметов на столе под чутким руководством воспитателя и помощника воспитателя. Материалы и инструменты накрываются последовательно, каждый раз необходимо подлезать под стол. Знакомим детей с методикой пяти пальцев и тремя правилами труда : 1- стол чистый,2- костюм чистый,3 - полы чистые. По окончанию занятия дети самостоятельно учатся убирать своё рабочее место, соблюдая последовательность.
Дети учатся мыть игрушки. Они с интересом наблюдают за помощником воспитателя, как она бережно держит чашку за ручку, намыливает донышко, стеночки, аккуратно споласкивает и вот результат чистая сверкающая чашка и горящие глаза детей. - А кто хочет помыть чашку?
И все дети с огромным желанием моют посуду для кукол и для Мишки, затем моют игрушки. Глаза детей наполняются восторгом и счастьем когда игрушка скрипит от чистоты.
Во время мытья рук дети учатся аккуратно снимать и вешать полотенце на свой значок, тем самым поддерживать порядок в умывальной комнате.
Труд в среднем дошкольном возрасте слит с игрой, игровые мотивы значительно более действенны, чем трудовые. В средней группе дети уже сами замечают непорядок на игровых полках и самостоятельно его исправляют.
В ноябре средней группы дети с интересом наблюдают за помощником воспитателя как она накрывает на стол, в какой последовательности, как красиво носит посуду: бокальчик за ручку, тарелочку за донышко, вилку зубчиками вниз. Замечают «ошибки», которые допускались ей. В декабре детям даются некоторые поручения по сервировке стола, а с января дети переходят к практической деятельности по самостоятельной сервировке стола.
Н. М Крылова выделяет 5 компонентов, составляющих по сервировке стола.
1. Замысел - позаботиться самостоятельно (по своей инициативе, ответственно, независимо от воспитателя и няни) о себе и своих товарищах, кто сидит с ним за одним столом.
2. Предмет деятельности посуда и столовые приборы, которые нужно выбрать с учётом меню и пожеланий тех, кому они предназначены.
3. Средства деятельности - «умная голова», которая все время контролирует процесс и результаты, ноги и ловкие руки.
4. Порядок действий, который строиться на основе предметной модели. Модель заключается в том, что на видном, для сервирующего ребё нком месте располагаются картинки достаточно крупного размера слева направо или снизу вверх: салфетка, хлебница, бокал, тарелка, вилка, ложка, салфетница, украшение.
5. Результат - самооценка сервировки стола. Ребёнок сам должен будет оценить то, как он выполнил работу.
На первом этапе каждый ребёнок может упражняться в новой деятельности играя роль «хозяина». Вся группа наблюдает сервировку одного стола к завтраку. Кто совершает деятельность без ошибок, тот приглашает за стол своих товарищей. Но, если он ошибается, то по сигналу «трик- трак не так», происходит замена «хозяина».
Второй этап: введение поручений (хозяин за этим столом) - дети сервируют все столы для завтрака. Ребёнок по желанию берётся за деятельность. Он должен самостоятельно выполнить весь процесс от начала до конца, громко проговаривая в речи каждое своё действие: что делает и для кого. Наблюдатель должен сохранить выдержку. Подсказывать запрещено! Ошибки надо запомнить. Говорить о них можно только после того, как исполнитель сам определит все хорошее в своей заботе, назовёт все свои ошибки, которые заметил после контроля.
Третий этап: введение дежурства - обязанность каждого заботиться о тех кто сидит рядом с ним за столом. Очередь определяется по часовой стрелке, каждый знает кто же завтра будет дежурным. Сначала дети дежурят за 4- местном столом. Затем столы сдвигаются и дежурство осуществляется за 8 местным столом.
На этом этапе дежурный предлагает посуду своим друзьям, если понравиться - ставит на стол. Наблюдатели - все дети стола, наблюдая помогают дежурному говорят «трик - трак - это не так». Уже со средней группы допустимо наличие лотков для ложек и вилок.
Вводиться форма фиксации результатов заботы - график самооценки своих результатов. График обозначает и сообщает каждому, как он сам оценил результат своей заботы о товарищах.
В средней группе со среды 4 недели января вводиться экран дежурства, в который оценку дежурства ставит воспитатель (красный кружок - не допущено ни одной ошибке, красный кружок с чёрной точкой - сделал 1, 2 ошибки и исправился, чёрный кружок - сделал множества ошибок).Основная задача дежурства по столовой в средней группе - научить дежурить правильно и быстро.
Используется игровой приём – игра «Трик, трак, это не так». Этот вид деятельности открывает для ребёнка то, что он научился заботиться не только о себе, но и о своих товарищах, показывает свою самостоятельность и ответственность за взятое на себя дело. Следуя данному мотиву, дети становятся настойчивее, терпеливее, появляется чувство собственного достоинства и уважения к чужому труду. К концу года дети осваивают процесс накрывания на стол на уровне самостоятельности.
Дети продолжают самостоятельно готовить материалы и инструменты для продуктивных видов деятельности. Воспитатель объясняя показывает весь алгоритм накрывания на стол, дети подлезают один раз и готовят все необходимое в правильной последовательности. Воспитатель замечает ошибки и исправляет их.
С декабря дети учатся расправлять пастели. Помощник воспитателя показывает как правильно это делать. Затем обучает одного ребёнка и затем дети поэтапно учатся все. Воспитатель обращает внимание на аккуратность, дружить уголок с уголком чтобы «шоколадка» была красивой, аккуратной.
В старшей группе ребёнок овладевает хозяйственно - бытовым трудом не только самостоятельно, но и на уровне творчества. Он умеет поддерживать чистоту и порядок в помещениях детского сада и на участке, у него есть желание работать на общую пользу. Увеличивается объём и повышаются требования к скорости выполнения обязанностей дежурным, поэтому вводятся подносы для переноски столовых приборов и посуды, с ноября. Тарелки учатся носить стопочкой. Он учиться творчески красиво расставлять посуду, приборы, хлебницы, знает как сервировать стол к завтраку обеду, полднику, ужину. У него формируется умение объективно формулировать самооценку процесса и результата труда, а также старший дошкольник овладевает умением тактично, справедливо и дружелюбно оценивать заботу дежурного о нем и о других участниках, сидящих за данным столом. Главная задача дежурства в старшей группе - удивить ребят своей задумкой, порадовать разнообразным украшением. В конце апреля старшей группы вводиться бригадный труд.
С декабря дети данного возраста с удовольствием обучаются заправлять кроватки. Вначале с помощью помощника воспитателя, а затем самостоятельно.
В данной возрастной группе назначаются дежурные по занятиям. Они умеют готовить столы и скамеечки, готовить материалы для занятий в соответствии с содержанием, убирать их на место, поддерживать порядок в шкафах с игрушками, материалами и пособиями.
У него возникает желание и умение помогать малышам в уборке и ремонте игрушек, стирке белья для кукол и уборке участка.
В подготовительной к школе группе дети осваивают бригадный труд. Главная задача под руководством бригадира, договариваясь распределить обязанности по сервировке стола и не соблюдая ту последовательность которая была в средней и старшей группе накрывать столы быстро, без ошибок, удивить украшением. Стачало бригада состоит из 5 детей, затем 4. Вершина дежурства достигнута будет тогда, когда двое детей смогут быстро и качественно накрыть для всей группы детей.
В подготовительной группе экран дежурства заменяется альбомом. Н. М. Крылова рекомендует завести альбом таким образом, чтобы у каждого ребёнка была страничка. Дети сами ставят себе оценку.
Также бригадный труд организовывается и при мытье игрушек.
Подготовка для продуктивных видов деятельности проходит на уровне самостоятельности.
Таким образом, развитое чувство справедливости, повышенное чувство ответственности и аккуратное выполнение принятых на себя обязательств, вот тот набор качеств, который должен развиться в ребёнке к моменту поступления в школу.