Стельмах Оксана
Консультация «Хороводы как средство приобщения детей к народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «хоровод» означает круг. Оказывается в глубокой древности люди считали, что такая фигура, как круг обладает магическими свойствами. В центр круга не могла проникнуть всякая нечистая сила.
Раньше ведь люди жили общинами и делали все сообща. Соберут, бывало, урожай зерна или другой культуры, засыпят в закрома, и водят вокруг них хороводы, для того, чтобы боги уберегли этот урожай от нечистой силы.
Постепенно до нашего времени (когда многие люди перестали верить в сверхестественные силы) такое значение, как оберега утратилось. Но остались хороводы в виде танца, игры.
Публикация «Консультация „Хороводы как средство приобщения детей к народному творчеству“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Наши древние предки – славяне были, как известно, язычниками, т. е. поклонялись природе – ветру, солнцу, лесам, полям, Матери - земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Их необходимо было задабривать, чтобы они не мешали человеку в труде.
Сама форма хороводов – кругообразное движение – символ солнечного движения. А движение – это жизнь. Поэтому хороводы имели особенное значение. Хоровод был, самым желанным гостем на народных праздниках и участником веселых гуляний. Русские народные, хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Практика свидетельствует о постепенном исчезновении пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить учащихся с истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение памяти народа в наших детях.
В наше время наблюдается не достаточный уровень коммуникативной культуры наших учащихся, коммуникативные умения развиты не в полной мере.
Давайте вспомним, что такое коммуникативные умения?
Коммуникативные умения – способ установления взаимоотношений между людьми. К ним можно отнести умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение. Я считаю это важным аспектом в жизни каждого человека.
Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков и умений учащихся оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации.
Русские народные подвижные и хороводные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры – верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь : «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.
В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании
возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими
видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.
Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают
удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни.
Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».
Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности.
Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы – очень эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы "Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот",
"Плетень" давно включены в программы музыкального развития детей.
Однако этот набор слишком мал.
Этапы освоения детьми нового хоровода :
Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.
Разучивание текста хороводной песни.
Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка элементов. Репетиции и представление хоровода зрителям.
Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.
В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике вдетском саду.
Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом разучивают один хоровод, дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и слова.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках.
Игра «Ровным кругом»
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так.
Играющие образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий (затейник) показывает какие-либо движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.
Игра «Каравай»
Как на …. Именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай.