МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни у детей младшей группы»

Татьяна Щербак
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни у детей младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Главной задачей для дошкольного учреждения является сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Ведь забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

Темочки:

•формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

•воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

•помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

•развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

•вырабатывать навыки правильной осанки;

•обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

•развивать художественный интерес.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются: 1. формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

2. формирование здорового образа жизни.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В работе детского сада по приобщению детей младшего дошкольного возраста к основам ЗОЖ рассмотрим следующие компоненты:

1. Режим дня в детском саду;

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. Режим дня в детском саду составлен в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность, а для этого необходима последовательность.

2. Занятия физкультурой, прогулки. (К дополнительным физкультурнооздоровительным мероприятиям относятся:

- утренняя зарядка (проводится ежедневно, часто с музыкальным сопровождением).

Основная задача утренней гимнастики – перевести ребенка из сонного, заторможенного состояния в бодрое, активизировать его внимание и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Она способствует усилению всех физиологических процессов, укреплению мышц, повышает жизненный тонус организма, формирует организованность, выдержку.

- ходьба по массажным коврикам;

- гимнастика пробуждения;

-пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

- зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях;

- психологический тренинг, эмоциональные разрядки, релаксации;

3. Музыкальные занятия.

4. Прогулки с включением подвижных игр.

5. Правильная организация питания, которая обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма. Рациональное питание.

6. Соблюдение правил личной гигиены, создание условий для полноценного сна (проветривание помещений).

7. Закаливание. Всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек становится закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека). Закаливание – система тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. Основной принцип проведения закаливающих процедур – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение проведения процедуры. В детском саду предпочтение отдается контрастному водному закаливанию, облегченной форме одежды, полосканию рта, босохождению, ежедневные прогулки, воздушные ванные при переодевании одежды.

8. НОД. Познавательная деятельность (ФЦКМ) «Где спряталось здоровье?», «Кукла Катя в гостях у детей»; «Незнайка и посылка» и «Путешествие в страну профессий», «Бабушка Надя и урожай овощей»; познавательная деятельность (ФЭМП) «Поможем дедушке и бабушке»; изобразительная деятельность (рисование) «Картофель и свекла»; изобразительная деятельность (аппликация) «Ваза с фруктами» и «Украсим платочек для Кати»;

изобразительная деятельность (лепка) «Грибы».

В дополнение использую следующие методические приёмы:

- чтение художественной литературы: С. Могилевская «Про Машеньку и зубную щетку». А. Барто «Девочка чумазая», Л. Воронкова «Маша растеряша», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И. Демьянова «Замарашка», Н. Павловой «Света любит шоколадки…», Т. Тониной «Мамин фартук», русская народная сказка «Про непослушные ручки и ножки». Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран откройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?»

- беседы «Если хочешь быть здоров - закаляйся»; «Чтобы зубки не болели»; «Режим дня»; «Одеваемся гулять»; «Чистота – залог здоровья»; «Зарядка и Простуда»; «Кожа малышей»; «Живые витамины»; «Волшебство сна», «Безопасность в группе», «Кто такие микробы и где они живут?», «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»,

и другие);

- заучивание стихотворений;

- моделирование различных ситуаций;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры «Узнай себя в зеркале или я - девочка, я - мальчик»; «Правила чистюли», «Покажи лисичке, как правильно и аккуратно кушать завтрак»; «Покажи мишке, как мыть руки»; «Покажи лисичке, как правильно вытирать руки»; «Овощное лото»; «Назови части тела и лица», «Оденем куклу Катю и Дашу на прогулку»; «Уложим куклу Машу спать», «Собери бусы»; «Оденем Машу в садик»; «Овощное лото»; «Лото «Огород» и «Фруктовый сад», «Посади огород». «Четвертый лишний», «Одежда».

В процессе беседы приятно видеть, что уже в младшем возрасте наши дети полагаясь на жизненный опыт, умеют отличить правильную здоровую пищу от вредной, знают, что может привести к травмам и др. Дети всё понимают и внимательно прислушиваются к сказанному воспитателем. Успешность и эффективность формирования навыков здорового образа жизни возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

9. Взаимодействие детского сада с семьей по приобщению к основам ЗОЖ.

Привитие навыков здорового образа жизни детям должна проводиться в тесном контакте с родителями. Их авторитет и подтверждение необходимости выполнения оздоровительных процедур в детском саду приведут к осознанному желанию кушать витаминные салаты, выполнять зарядку, спокойно засыпать в тихий час и т. д.

Для того чтобы работа родителей и воспитателей была скоординированной, в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей, а также осуществляются консультации и индивидуальные беседы.

Примерные темы индивидуальных бесед, памяток для родителей:

- формирование культурно-гигиенических навыков детей 3 - 4 лет;

- режим дня и его значение в жизни ребенка;

- здоровый образ жизни в семье;

- закаливание детей младшего дошкольного возраста;

- физическая культура в жизни ребенка;

- спорт и физические нагрузки;

- движения и здоровье;

- здоровое питание детей;

- рациональное питание детей;

- в каких продуктах живут витамины;

- советы родителям по формированию здорового образа жизни у своих детей;

Буклет «ЗОЖ. Семейный кодекс здоровья».

Консультации : «Что нужно знать родителям по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников»; «Профилактика заболеваний»; «О правильной осанке»; «Правильная пища и витамины» и другие.

Ширмы:

«Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»,

«Бережем свое здоровье. Соблюдаем режим дня»,

«Правильное питание»,

«Первая помощь при обморожениях».

Акция «Чистота - залог здоровья».

Акция «Больше двигайся! Движение - это жизнь».

Заключение.

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. Для достижения этой цели в детских садах воспитатели формируют у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, навыки здорового образа жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни - здоровье. Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, в мл. группе начинается с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

Использованная литература:

https://ganeeva-ds449.educhel.ru/articles/post/3538292

http://www.dou46.bel31.ru/file/144205.pdf

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни у детей младшей группы»
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 16:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни у детей младшей группы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Щербак (УИ 837816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД