Наталья Владимировна Перекрёстова
Консультация «Формирование у дошкольников основ безопасности и жизнедеятельности»
▼ Скачать
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя разнообразные формы и методы работы.
Задачи:
1. Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников.
2. Активизация знаний педагогов по проблеме.
3. Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.
Публикация «Консультация „Формирование у дошкольников основ безопасности и жизнедеятельности“» размещена в разделах
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д. Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является одним из направлений области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО, призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности :
-знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.
Работа по формированию ОБЖ проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Цель взаимодействия с родителями объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Основные формы взаимодействия с семьё й:
-организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- открытые просмотры образовательной деятельности, тематические видеофильмы;
-организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.)
- проведение консультаций, семинары, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
-вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.
- инновационные методы работы - метод проектной деятельности. (включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели).
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия: т. е. безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колющих растений; безопасное расположение растений в группе, оборудований помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности. Правильное хранение различных материалов, медикаментов, ножницы и иголки должны находиться в недоступном для детей месте, соответственно требованиям; лекарства должны лежать только в аптечке, а аптечка в недоступном месте; моющие средства так же должны быть недоступны детям. Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели. Маркировка постельного белья и полотенец. Правильное освещение).
Эффективные формы работы с детьми :
- комплексные занятия;
- беседы;
- ознакомление с художественной литературой;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- развлечения, досуги;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- «минутки безопасности»;
- моделирование заданных ситуаций;
Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений :
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Цель работы: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
- Знакомить и формировать представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;
- Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
- Объяснять правила общения с животными;
- Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
- Обогащать представление детей о здоровье, формировать у них элементарные представления о человеческом организме;
- Обучать уходу за своим телом, навыками личной гигиены. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Цель работы: воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности.
Объект исследования – основы безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – методика ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
• обучить дошкольников умению распозновать и оценивать опасности окружающей среды;
• раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения;
• привить дошкольникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в различных опасных ситуациях.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в том, что определенно содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое состоит из различных форм работы с детьми и их родителями. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
Практическая часть
«Черный ящик»
В черном ящике предмет, который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. В детском саду он используется в области физкультуры. Что же это? (БУБЕН)
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.
Вопросы Варианты ответа
Как должен входить в автобус взрослый с ребенком? 1. Входить одновременно с ребенком.
2. Ребенок входит первым, взрослый за ним.
3. Взрослый входит первым, ребенок за ним.
Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса? 1. Входить одновременно с ребенком.
2. Ребенок идет первым, взрослый за ним.
3. Взрослый выходит первый, ребенок за ним.
С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого цвета светофора? 1. с 3-х лет.
2. с 4-х лет.
3. с 5-ти лет.
4. в зависимости от уровня развития и знаний детей.
Программе, какой возрастной группы соответствует знание детьми таких правил пешехода: идти можно только по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого. 1.2 младшая группа.
2. средняя.
3. старшая
+ В Мои закладки