Татьяна Ефремова
Консультация «Формирование основ безопасности средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Для того, чтобы понять что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии – это позволит избежать передачи уже известных им знаний, или таких, которые они пока не могут использовать из- за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления можно выделить те направления по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику занятия. Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому приходится проводить по отдельным темам, несколько занятий или продолжать эту работу в различных видах деятельности. Так,например, изучать правила пользования ножницами придётся на протяжении целого года на занятиях по аппликации. Важно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка, поведения, опыта. Ведь всё чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике. В этом могут помочь занятия по изобразительной деятельности.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой, Р. И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра – рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, видят себя пожарными. От того как, ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Максим Г. рисует пожарных в серых тонах, он объясняет это так, что он когда-то обжог палец и ему было очень больно. От этого у Максима плохое настроение и он, таким образом, отображает это в рисунке. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в реальной жизни. Между тем, именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта, взаимоотношений с детьми, не в процессе и по поводу, например, игры, с её спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов – и дают ребёнку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. Мир разнообразен поэтому предметы окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам качествам и функциям. В группе ест предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, пылесос. По мере познания предметного мира, ребёнок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов надо вести беседы, рассуждения, а затем на занятиях по рисованию, лепке и аппликации провести конкурсы работ по темам: «Опасные предметы», «Спичка – невеличка», «Пожарные машины», «Профессия пожарных», «Служба – 01, -02, -03, -04», «Дорожные знаки», «Наш друг, помощник, добрый светофор», и попросить детей отобразить полученные знания в своём творчестве.
Подводя итоги, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизни является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются, в том числе и любовь к изобразительной деятельности. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приёмы, вводит ребёнка в социальный мир.