Юлия Саплина
Консультация «Формирование интереса дошкольников к художественной литературе»
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению.
Публикация «Консультация „Формирование интереса дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста наиболее подвержены влиянию художественных образов, их восприятие впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, и перерабатывает ее в соответствии с наибольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Детская книга, таким образом, формирует у детей дошкольного возраста и нравственные чувства, и оценки, и нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие.
Тяга к книге проявляется у детей, как правило, раннего возраста. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и языку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей.
Таким образом, для формирования интереса к чтению и книге необходимо соблюдать следующие условия:
• учет возрастных особенностей развития ребенка;
• организация ежедневных чтений в свободной форме;
• создание книжных уголков (в домашних условиях и в ДОУ);
• тщательный подбор литературных произведений (разные жанры)
• беседы о книгах;
• вечера сказок, загадок;
• кукольные драматизации;
• сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
• привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.
Восприятие художественных произведений на разных ступенях развития детей носит различный характер и имеет свои особенности. Характерной чертой восприятия художественного произведения детьми является единство "чувствующего" и "мыслящего".
Большинство родителей не желают читать, не хотят видеть пользу от чтения. Взрослые не проявляют интерес к книге, не понимают ее роль в жизни ребенка, не знают тех книг, которые будут важны малышу, не следят за новинками литературы, не умеют интересно беседовать с малышом, не могут быть искренними в выражении своих чувств.
Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.
Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми, объединяя их в целостном образовательном процессе.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.