Инна Турчина
Консультация для воспитателей «Знакомим детей с историей и бытом Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Родная культура как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие качества. У каждого народа есть своя неповторимая Душа – это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, традиционная пластика, все это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя, как необходимой частицей природы и общества. На мой взгляд, в жизни современных детей народная культура, прежде всего, образует эстетический и эмоциональный фон. Веселые, жизнерадостные, ритмические кубанские потешки, пестушки, прибаутки; игры, приговорки; яркие, красочные предметы народного декоративно-прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомим детей с историей и бытом Кубани“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кубань
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ай, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла
Сковородка текла.
Куй, куй чоботок (сапожок)
Подай, баба, молоток
Не подашь молоток
Не подкую чоботок
Вот они сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот с левой ножки,
Если дождичек пойдет
Наденем сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Хороши сапожки.
Топ-топ по земле –
А земля - то наша,
И для нас на ней растут
Пироги да каша!
Они особенно эффективны для восстановления психоэмоционального равновесия ребенка в дошкольном возрасте, когда сила образного «запечатления» особенно велика.
Именно поэтому включение народного художественного искусства в повседневную жизнь, быт детей в этот период особенно желательно. Эта культура образует чувственный «фундамент» патриотического чувства. Посещение музея и просмотр презентации «Атамань» дало возможность детям оказаться не возле, не поблизости, а вместе с казаками в их среде.
На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, на казачьем! На кубанском». Устная разговорная кубанская речь интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов – русского и украинского. Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках, легко усваивало языковые особенности русского и украинского, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой. Очень интересным занятием детей создание и пополнение «Кубанского словаря». Знакомство с кубанской речью вызывает и смех, и радость и удивление.
Батиг, батура – большой кнут.
Дерушка – тонкие полосы разорванной ткани.
Горница – центральная комната, гостевая.
Глэчик – глиняный кувшин для молока.
Драбына – лестница.
Кинжал – холодное оружие с коротким клинком.
Кочерга – приспособление для разравнивания горящих дров в печи.
Кавуны – арбузы.
Рубель и качалка – приспособление для глажки белья. На качалку наматывалось белье и рубелем каталось по столу.
Макитра – глиняный сосуд с широким краем для замеса теста.
Подзор – занавеска украшающая кровать.
Святой угол – угол в комнате, где висят иконы.
Талаш – листья кукурузного початка.
Ухват – приспособления для вытаскивания горячего чугунка и печи.
Проведение «Вечера кубанских загадок» помогает детям не только вслушиваться в смысловое значение текста, но и прислушиваться к особенностям кубанской речи.
Сидит Феофан в землю вкопан.
Не живой, а жилой,
Много глаз любит нас
(Хата)
Кругом хаты синие лопаты
(Окна)
Стали хлопцы в ряд,
Проходить не велят.
(Плетень)
Висит, телепается,
Всяк за него хватается.
(Рушник)
Шо в нашей хати за поцелувайло?
(Кружка)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка).
Новая посудина уся в дырах.
(Решето).
Справедливо считается, что пословицы и поговорки, как никакой иной жанр народной поэзии, дают краткую, емкую и полную характеристику человека и народа. Знакомство с пословицами помогает окунуться и сродниться с бытом и жизнью казаков.
Казаку честь – Родину беречь.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак и в беде не плачет.
Старых почитай, молодых поучай.
Плэтэнь старенький, а затишек всегда за ним.
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.
В закромах зерно – на душе тепло.
Что есть в печи – на стол мечи.
Красна дивка косами, а хата пирогами.
Знакомство с традициями и культурой Кубани можно осуществлять с помощью игр-драматизаций. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Важно чтобы познавательный материал вызвал эмоциональный отклик у детей, наглядный материал был высоко эстетичным, содержание соответствовало местным условиям воспитания и развития детей :
Считалки с диалогом:
- Чики-Брики – ты куда?
- Чики-Брики – на базар!
- Чики-Брики – ты зачем?
- Чики-Брики – за овсом.
- Чики-Брики – ты кому?
- Чики-Брики – я коню!
- Чики-Брики – ты какому?
- Чики-Брики – вороному!
Ходит свинка по болоту,
Зовет зайцев на работу.
Зайцы скажут: - Не хочу!
Свинка скажет: - Заплачу!
Здесь каждый, как того требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему. Велика их художественная ценность: формируется художественный вкус, обогащается речь типичными народными выражениями:
Бай дуже (все равно).
Спит и курей бачит (чутко спит).
Бить байдыки (бездельничать).
Забить клин (закончить работу).
Ехать галасвито (удалиться в неизвестном)
Праздники и обряды. О них нужно не только рассказывать, но и обыгрывать в играх-драматизациях, где ребенок сам становится участником этого обряда. Особый интерес для детей представляют рождественский комплекс, который включает в себя Рождество (Христово, Новый год и Крещение. Обыгрывание обряда Щедрование (совершалась во многих станицах вечером в первый день Нового года) дает возможность раскрепоститься и проявить себя в меру своих возможностей, быть не похожим на других, быть самим собой и в то же время быть со всеми вместе. Получая от этого истинное удовольствие. Щедровальники (дети исполняют «Щидровочка, щидровала» детскую щедровку) посещают не только групповые ячейки, но и методический кабинет и др. Репертуар щедровок достаточно обширен.
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.
Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.
По убеждению народа, воспевание богатых закромов хозяина, счастья и сытости должно вызвать реальное благополучие и довольство в семье. Кликанием Коляды отмечали начало жизни человека и поворот природы к солнцу, весне и лету. Поэтому Коляду любили и всегда радовались её приходу. По окончанию щедровки дети поздравляют «хозяев» с праздником, высказывают пожелания в простой форме и в виде шуток-прибауток:
-От стола – до пирога, чтоб ваша семья была здорова!
От стола до пэчи, щоб ны болилы плэчи.
В каждый дом они несут радость и озорство. А уходя, оставляют покой и умиротворение.
И еще одна уникальная для Кубани традиция – колядование. (Проводилось вечером во второй половине дня 7 января. Участники - девушки и женщины). Девочки показывают сюжет, посвященный чудесному рождению Иисуса Христа.
Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.
В конце исполняется детская колядка «Коляд, коляд колядница».
Коляда, моя яда,
Уродила Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки.
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога.
Кто не даст хлеба –
Уведем деда.
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны
Завершилась колядование как и положено по обряду одариванием «артистов».
Ролевое поведение, осуществляемое ребёнком в игре-драматизации, даёт ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре-драматизации ребёнок с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) создаёт образ, производит собственные действия исполнения роли. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства.
Интересными получились драматизаций сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок» и «В гости к солнышку». Обсуждаем с детьми; если эти персонажи живут на Кубани, как бы они убрали свое жилище, какая им понадобиться домашняя утварь, какие элементы одежды мы можем изготовить для них? Какие песни можно послушать или спеть в процессе игры. ( Например: закончить сказку «В гостях к солнышку» можно кубанской народной песней «У нас на Кубани засвитыло сонце»).
Неизменными идеалами казачества были сыновья любовь к родной земле, боевое товарищество, воля. Во многих сказках подчеркивается, что трудолюбие – одна из главных добродетелей человека. В народе сложилась вот такая поговорка: «От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется». Сказка позволяет ребенку как бы со стороны увидеть свойственное его возрасту инфантильное отношение к выполнению того, что обязательно, необходимо преодолеть «не хочу» и принять требование «надо». Воспитание бережного отношения к самому главному продукту питания на Кубани – хлебу является ключевой задачей. К хлебу у нас всегда относились очень бережно. Нельзя было выбрасывать хлеб, сорить хлебом, оставлять недоеденные куски – не то случится неурожай и голод. Для решения этой задачи мы подобрали стихотворение В. Лукши (игра – драматизация «Легкий хлеб» по стихотворению В. Лукши). В план подготовительной работы к игре-драматизации входит: чтение сказки воспитателем или мастером художественного слова; обсуждение причин ключевых поступков героев, связанные с их чертами характера, системой отношения к другим людям, к природе, к себе; рисование иллюстраций, лепка героев сказки; постановка сценического варианта сказки.
Хорошо когда ребенок соприкасается с историей и культурой Кубани в процессе непосредственной образовательной деятельности, просмотре фильмов, чтении художественной литературы и др., но гораздо важнее когда он сам становится участником тех или иных событий, испытывая волнение и душевный трепет, это оставляет след в его сердце и останется навсегда.