Галина Ильинична Скачкова
Консультация для воспитателей «Социализация детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка в процессе ручного труда: занятий лепкой, вырезанием из бумаги, конструированием из различных материалов, т. е. тем, что требует развитой координации движений.
В раннем детстве ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становится пальчиковая гимнастика, иначе пальчиковые игры.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
В народной педагогике этому всегда придавали первостепенное значение. Особенностью игр является их синкретизм, т. е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка : он общается и с взрослыми, и с детьми. Развиваются речевые центры, ибо игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмованного текста.
Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга - слуховые, зрительные и тактильные. Таким образом, пальчиковые игры приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
При общении с одним ребенком можно использовать пальчиковую игру «Банька».Взрослый складывает руки ладонями друг к другу,слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между ладоней взрослого, приговаривая : «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенка и удерживает его, проговаривая: «Жарко, жарко, жарко!»
Занимаясь со всей группой, можно использовать пальчиковую игру «Ай, туки-туки-туки…», проговаривая текст:
Ай, туки-туки-туки,
Застучали молотки.
Тук-ток, тук-ток, мы скуем тебе замок.
Детям нравятся пальчиковые игры-цапки (играть в них можно одновременно со всеми детьми.
На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!»
Под моею крышей жили-были мыши.
Мама стала их считать: раз, два, три, четыре, пять! Цап!
Народные игры малой подвижности или словесные можно использовать в процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в качестве закрепления полученных знаний.
В ходе игры «Кукомоя» у детей вырабатывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: умыванию, мытью рук.
Как у нас на лавке все сидят ребятки.
Чисто умылись, славно нарядились.
Одна кукомоя- Ваня неумоя. Ванечка, умойся!
Ведущий «поливает» из ведерка или лейки, ребенок «умывается»- имитирует движения.
В игре «Башмачки» развивается аккуратность, ребенок учится быстро и правильно обуваться.
Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было отыскать пару.
Вот сидят малыши - до чего хороши! Ну а ножки-то босы!
Раз, два, три, к башмачкам своим беги!
Игра считается законченной когда все дети найдут и аккуратно наденут свою обувь.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детскими считалками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего.
ЗАЧИН. Приглашаю детвору на веселую игру! А кого не примем, за уши поднимем. Уши будут красные, до того прекрасные.
Считалка. Шел котик по лавочке, всем дарил булавочки. Кому две, кому три, а водить будешь ты!
Внимание-необходимое условие любой деятельности. Между тем внимание у дошкольников развито слабо. Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помогут народные игры. Народные игры сближают детей друг с другом и с воспитателем, углубляют их социальный опыт, который так важен для развития личности.
Подобные игры строятся на отношениях партнерства при добровольном участии каждого в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игры исключают повода для конфликта.
Игра является одной из основ формирования личности ребенка. И так было, всегда наши предки через игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятие об окружающем мире и взаимоотношениях людей. В игре формируется детское художественное - образное мышление. Народные игры не должны быть забыты. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.