Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Арт-терапия для детей»

Надежда Васильева
Консультация для воспитателей «Арт-терапия для детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация по теме : «Арт – терапия»

Арт-терапия – лечение через творчество -

Арт – терапия для детей.

Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга.

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

Публикация «Консультация для воспитателей „Арт-терапия для детей“» размещена в разделах

- предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; - ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;

- позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;

- помогает укрепить взаимоотношения между участниками; - способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; - развивает и усиливает внимание к чувствам; - усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». Художественное самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.

«Маленькие дети спонтанно выражают свою личность, свои индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения – рисованием, моделированием, игрой и т. д.».

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех

- Живопись пальцами. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это позволяет отследить эмоциональное состояние ребенка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включится ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

Тяга к экспериментам, желание все потрогать, часто пресекается родителями.

Поэтому мы предоставляем детям возможность преодолеть этот запрет, удовлетворить потребность запачкаться (и за это не будут ругать) – очень важные моменты.

Предварительно, дети надевают фартуки, даются краски и закрывается поверхность стола клеенкой.

Когда дети начинают рисовать, педагог начинает вместе с ними, показывает им, как это делать. По окончании работы расспрашивает, что дети нарисовали, а дети в свою очередь рассказывают, о чем рисунок. Беседы проходят с каждым ребенком принимавшим участие в работе.

Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым, после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).

Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской, при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция № 1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож, прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция № 2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция № 3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор изобразительных материалов.

При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Работая с детьми, можно произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. п.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. А также можно выполнять следующие упражнения:

1. «Изобрази место, которое делает тебя счастливым; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».

2. «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что бы тебе хотелось подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?".

3. «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым» и др.

Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке» Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг. На сегодняшний день песочная терапия очень.

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» .

Консультация «Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников» Цель: повысить эффективность речевого развития старших дошкольников посредством использования Су-Джок терапии. Задачи. 1. Воздействовать.

Арт-терапия для детей и родителей в детском саду «Мы вместе разукрасим мир»Арт-терапия для детей и родителей в детском саду «Мы вместе разукрасим мир» Я в своей работе часто использую нетрадиционные формы изобразительной деятельности. Вот и недавно я решила провести интересный мастер-класс.

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Консультация для родителей по теме «Значение правильного развития стопы у детей» Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную.

Консультация для воспитателей «Целевые прогулки по теме «Ознакомление детей с правилами дорожного движения» Вопросы безопасности жизнедеятельности детей являются очень актуальными на сегодняшний день. Много детей гибнет на дорогах по различным.

Консультация по теме: «Почему дети ругаются?» Рано или поздно, обычно в лет пять или шесть, каждый ребенок приносит домой «изящные» выражения, шокирующие взрослых. Связано это, как.

Мастер-класс по теме «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Практика работы педагогов ДОУ показывает, что за последние годы увеличилось число детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые.

Консультация «Песочная терапия в период адаптации» В руки мы берем совочек, Сыплем желтенький песочек. Помогай мне, не ленись! Наш куличек получись! Игра с песком, особенно для малышей первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Арт-терапия для детей»
Опубликовано: 18 октября 2015 в 17:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Арт-терапия для детей»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Васильева (УИ 237074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД