Таисья Х
Консультация для воспитателей «Значение физминуток в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Таисья Харзина
"Значение физминуток в развитии дошкольников"
Физминутка - это весело, интересно и полезно!
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение физминуток в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
«Движение – это жизнь!» - эти слова известны практически каждому человеку. Двигательная активность полезна для организма человека - факт бесспорен. Родителям особенно важно понимать, что уже с малых лет необходимо приучать детей вести активный образ жизни, т. к. двигательная активность влияет на формирование физического и психического здоровья человека. Мозг ребёнка, особенно дошкольного возраста, получает питание и кислород, именно когда ребёнок двигается. Так почему же сейчас значительно увеличилось количество детей с ослабленным здоровьем? И одной из основных причин является малоподвижный образ жизни. А потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика и ограничение активности в этот период может привести к задержке как психического, так и речевого развития ребёнка. Важно поощрять различные формы двигательной активности у детей. В детском саду основными средствами развития двигательных навыков являются физкультурные занятия. Помимо этих занятий двигательную активность детей необходимо развивать за счё т динамического компонента различных видов деятельности: включение физкультурных пауз во время занятий, сопровождение бытовых моментов различными потешками и движениями, двигательных разрядок вовремя игр, динамических пауз между занятиями и т. д.
Образовательная деятельность детей дошкольников связана с большим нервным напряжением. Нагрузку испытывают органы слуха, зрения, мышцы туловища. Внешне у детей это проявляется потерей интереса к занятию, ослаблением внимания и памяти, снижением работоспособности. В этот момент с детьми необходимо провести физминутку. Физкультурная минутка или физминутка – это весёлые физические упражнения, направленные на снятия усталости. Обычно это середина занятия, и продолжительность этой паузы составляет от одной до пяти минут.
Польза её в том, что она помогает переключить внимание ребёнка, отвлечь его от основной деятельности в данный момент, снять усталость и напряжение, восстановить силы и работоспособность. Физминутки для дошкольников – это обязательная составляющая любой образовательной деятельности, это как форма активного отдыха на каждом занятии с целью предупреждения возникновения утомления, которое, накапливаясь, перерастает в переутомление. А оно, в свою очередь, ведёт к появлению нервных расстройств.
В настоящее время в дошкольных учреждениях есть много детей у которых наблюдаются нарушения речи различной степени сложности. Дети не могут сочетать речь с движением, возникают трудности в запоминании текстов. Задача педагога - помочь ребёнку справиться с этими трудностями, упростить задачу запоминания. Под понятием "речь с движением", имеются ввиду физминутки, которые используются педагогами на занятии. Мы знаем, что дошкольник не может долго сосредотачивать внимание на чем-то одном, и во время занятия начинает отвлекаться. В этот момент очень полезно провести физминутку, включающую элементы театрализованной деятельности, которые помогают детям в течение всего времени пребывания в группе создать положительно-окрашенную эмоциональную атмосферу. Такие физкультурные минутки помогают наполнить занятия ярким художественным содержанием.
Физминутки, игровые упражнения, динамические паузы являются хорошей основой и для коррекционно – развивающей работы с различными категориями детей.
Театрализованный игровой компонент физкультминуток и динамических пауз способствует не только повышению двигательной активности, эмоциональной разрядке, но и физическому, психическому и речевому развитию ребёнка в целом.
На занятиях по развитию речи физкультурные минутки и динамические паузы можно превратить в полноценную часть занятия, также имеющую коррекционную направленность. Элементы театрализованной деятельности, включенные в упражнения, помогут детям пополнить и лексический запас, и грамматическую структуру речи.
Театральные игры, этюды, как и другие элементы театрализованной деятельности, таят в себе огромные возможности для коррекции развития личности ребёнка. Так, например, в целях предупреждения агрессивности и для формирования миролюбия у социально импульсивных и гиперактивных детей, а также преодоление неуверенности в себе и в своих возможностях у социально пассивных детей; профилактика тревожности и борьба со страхами; преодоление патологической застенчивости и невротических проблем в виде тиков, заикания и т. п. Игровое перевоплощение в иной образ помогает всем детям незаметно для себя разрешить психологические задачи и вопросы, внутренне раскрепоститься, понять, как лучше и правильнее вести себя в детском коллективе. И никакая другая деятельность, как театрализованная игра - физминутка и игра - физминутка с элементами театрализованной деятельности, не помогает ребёнку в преодолении его проблем в поведении и развитии личности. Здоровье детей – наша забота, и применение физминуток – один из этапов работы по его сохранению.