Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр в развитии речи дошкольников с ОНР»

Малясова Елена Александровна
Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр в развитии речи дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л. В. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра - основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. А. Л. Венгер неоднократно говорил о значении игровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новыми формами мышления.

Публикация «Консультация для воспитателей „Значение дидактических игр в развитии речи дошкольников с ОНР“» размещена в разделах

Дидактическая (обучающая) игра должна обязательно быть включена в педагогический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя дидактическую игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Умственное развитие тесно связано с нравственным воспитанием. В дидактических играх упражняется воля детей. Игры способствуют накоплению чувственного опыта и эстетическому воспитанию.

Как же используются игры в логопедической работе?

Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Ведь дети с нарушением речи в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, общей скованности, дискоординации движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, расторможенность, чувство ущемленности.

Таким образом, можно сформировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.

1. Логопеду необходимо широко использовать игры в

коррекционной работе.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные

особенности поведения детей с нарушениями речи.

Опыт показывает, что игра может проводиться, как самостоятельное занятие, а также как отдых.

Дидактические игры могут быть использованы не только на занятиях, но и во внеурочное время логопедами, воспитателями, дефектологами, психологами.

В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнять предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы, как игровая задача (замысел, содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

Рассмотрим несколько примеров:

Подвижная игра: «У медведя во бору». Игра может быть использована как отдых, как начало или конец занятия.

Логопедические цели: автоматизация звука Р изолированного и в тексте; развитие фразовой речи; развитие дыхания; развитие голоса; нормализация темпа и ритма речи.

Цели физического развития : развитие общих движений, скорости реакции.

Цели умственного развития : служит началом или завершением беседы о диких животных и растительного леса.

Сюжетно- ролевая игра «Автобус». Могут быть различные варианты игры: для накопления словаря и развития фразовой речи по одной теме, например: «Цветы». Соответственно меняются названия остановокб «Ромашки», «Розы», «Гвоздики». Или для закрепления, какого- либо одного звука, для развития звукового анализа.

Цели умственного воспитания : развитие представлений о явлениях природы, общественной жизни, представлений по темам: «Транспорт». «Цветы» и т. д.

Цели нравственного воспитания : развитие представлений о норме и правилах поведения в общественных местах.

Дидактическая игра : «Чудесный мешочек». Может выступать и как основное занятие и как начало или конец его.

Логопедические цели разнообразны: развитие звукового анализа, закрепление звуков в словах, предложениях, в связном тексте, совершенствование словаря и фразовой речи.

Цели умственного воспитания : развитие внимания, осязания, представлений, наблюдения и сравнения, воображения.

Все указанные цели на одном занятии, конечно, реализованы быть не могут. Здесь указаны возможные и естественно неполные варианты и цели каждой игры.

В заключении необходимо отметить, что игра- это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей цепи и системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Литература:

1. «Речевые игры с детьми». В. И. Селиверстов. Москва «Владос»Д994.

2. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Г. С. Швайко. Москва, 1988

3. «Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Ю. Ф. Гаркуша. Москва. 1999.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Значение математических занятий в умственном развитии ребёнка и подготовке его к школе» Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой можно целенаправленно формировать.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр в развитии речи дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 20:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Значение дидактических игр в развитии речи дошкольников с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Малясова Елена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД