Галина Марчак
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь экологического воспитания и ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания (загрязненная вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети. Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения - ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимосвязь экологического воспитания и ОБЖ“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро,
заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
Поведение маленького ребенка в природе бывает сложным и противоречивым. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сжать какое-нибудь насекомое или маленького зверька, а это может привести к травме как ребенка, так и животного. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.
Одна из основных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей природной среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными и растениями.
В течение учебного года дети получили представление о том, что Земля – наш общий Дом и человек часть природы; познакомились с глобусом – моделью Земли; экосистемами: лес, луг, водоем; получили первоначальные экологические знания. На примерах знакомились с проблемами загрязнения окружающей среды и связывали ухудшение экологических условий с ухудшением здоровья человека. Рассуждали с детьми о том, чем можно помочь природе? (Не делать плохого обитателям леса и поляны, ухаживать за питомцами уголка природы, озеленять территорию садика, подкармливать птиц зимой.)
Проводились с детьми беседы о последствиях неправильного поведения человека в природе (Оставленный огонь в лесу – пожар, горит лес). Работая над этой темой «совершили» «путешествие на лесную поляну». Дети узнали о том, какие опасности их могут поджидать в лесу, как нужно правильно вести себя в окружающей среде.
В ходе беседы по теме «Вода» дети получили знания о том, что вода чистая нужна человеку для здоровья, однако мы разумно и экономно расходовать ее. Обсуждали с детьми, что мы можем сделать в целях экономного использования воды. Контролировать в группе как мы все пользуемся водой. Беседовали в группе о том, как дома расходуют воду.
На занятиях дети знакомились со свойствами воды и ее чудесными превращениями, проводили опыты. Для поддержания интереса к теме проводились игры: «Найди, кто живет в воде?», «Мы живем в воде», «Вода – не вода». Обговаривали с детьми вопросы соблюдения определенных правил поведения в быту и на природе: мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты, не пить сырую воду, не пить воду из неизвестных источников, не купаться без разрешения взрослых…
Проводится работа с детьми по ознакомлению детей с дикими и домашними животными, в процессе этой работы решается задача формирования умений общаться с животными. Дети узнали, что можно, что нельзя делать при контакте с животными дома и на улице. Наблюдаем за птицами на участке детского сада, за рыбками в уголке природы. Вместе с детьми подкармливаем птиц, которые прилетают к нашей «Птичьей столовой». Наблюдая за животными, дети сопереживают, сочувствуют, а главное – стараются оказать помощь, и при этом не забывают об осторожности.
Животные могут укусить, игры с животными могут привести к травмам, нельзя дразнить и мучить животных.
Большое внимание уделяется вопросам эстетического общения с природой. Учим детей наслаждаться красотой, видеть красоту природного мира и беречь ее. При этом нужно быть осторожным при встрече с неизвестными ягодами и грибами, не пробовать их на вкус, не рвать. Использовали игры: «Ядовитое – не ядовитое», «Найди и назови», «Съедобный гриб – не съедобный».
Большое внимание уделяется здоровью детей, их физическому воспитанию. Так как здоровье человека и сам человек неотделимы от экологии, то и тема «Здоровье ребенка» из программы по ОБЖ тесно переплетается с эколого-оздоровительной работой.
Работая над этой темой, формируем у детей осознанное отношение к своему здоровью, воспитываем желание быть сильными и здоровыми.
Большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков личной гигиены. Таким образом, решая задачи по экологическому воспитанию дошкольников, мы одновременно решаем задачи программы по ОБЖ.