Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедической группе ДОУ»

Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедической группе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Для выявления состояния изобразительных, сенсомоторных способностей и

навыков детей, уровня их знаний и представлений об окружающем мире, но

и для диагностики речевых нарушений – детские рисунки предоставляют

богатый диагностический материал.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка,

по качеству изобразительных навыков – штриховке, силе нажима и др.

Ребенок при штриховке не в состоянии регулирует силу наклона и рвет

бумагу. У других детей от карандаша практически не остается следа или он

Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедической группе ДОУ“» размещена в разделах

еле заметен; цветовая гамма рисунка бледная, он как бы размыт, не имеет

четких границ. Совместно с учителем логопедом в начале года проводим

диагностику детей, которая помогает выявить актуальный уровень знаний и

навыков детей и построить коррекционно – развивающий процесс с учетом

личностно - ориентированного подхода. При проведении в начале года

анализа рисунков детей с нарушениями речи были отмечены низкие

качественные показатели.

Так, детские рисунки отличаются схематичностью, нарушением

пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском

существенных деталей, лицо человека дети могли обозначить только овалом

и двумя точками вместо глаз; в фигуре человека изображали лишь наиболее

крупные части тела; голову, туловище, конечности а более мелкие (глаза,

волосы, пальцы) нередко отсутствовали. А при изображении дерева

отсутствовали сучья, листья; при рисовании дома стены, крыша намечались

только контуром.

В большинстве случаев рисунки детей, имеющих речевые проблемы,

отличались бедностью композиции, нарушением пропорций: фигура

человека могла по высоте превышать дом, ствол дерева по толщине

приближался к размерам дома. Довольно часто рисунки детей

непропорционально малы по сравнению с размером листа. Из основных

цветов дети пользуются двумя – тремя, не говоря об оттенках. Так, когда

спросили одного мальчика, почему он выбрал при рисовании дерева красный

цвет, он ответил: «Чтобы было красиво». У детей отсутствует мотивация

выбора.

Совместно с учителем – логопедом решили понаблюдать за детьми и

провести анализ их рисунков, что позволило выявить слабое звено этих детей

в речевом поведении – уровень планирующей функции речи. А это

немаловажный фактор, влияющий в свою очередь на качественный

показатель рисунков. Ведь при создании образа у большинства детей

снижены умения действовать по словесной инструкции, поэтому

изображения носят фрагментарный характер, а человеческая фигура

напоминает головонога. Они часто изображают лишь отдельные элементы

скелета, допуская ошибки при размещении рисунка, на плоскости листа.

Дети не умеют предварительно обговаривать детали рисунка, планировать

его содержание, поэтому у них не развит сюжет. С учетом выявленных

изобразительных особенностей дошкольников, имеющих нарушения речи,

было намечено построить совместную коррекционную работу так, чтобы

повысить качество детского рисунка.

Известно, что наиболее полному восприятию прекрасного способствуют

наблюдения. Они содействуют появлению выразительных пейзажных

описаний в детском словесном творчестве. Наблюдая, дети, сопоставляют

разноудаленные предметы по величине, сравнивают их. В результате у детей

появляется желание изобразить увиденное. Дошкольники накапливают свой

жизненный быт в предметной деятельности, играх, которые организуют

совместно с педагогом, расширяют свои знания об окружающих предметах,

жизни и труде взрослых.

Мы разработали цикл интегрированных занятий в которых сочетались

элементы разных видов изобразительной деятельности : лепки, аппликации,

рисование. Использовали в работе с детьми разнообразные материалы и

нетрадиционные техники («набрызг», «кляксография», «тампонирование»,

«монотипия», «граттаж», печать от руки и др., что создавало условие, при

которых на протяжении всей изобразительной деятельности поддерживался

высокий уровень активности и работоспособности. Комплексный

интегрированный подход значительно повысил детское внимание, качество

занятий, что естественно, отразилось на конечном результате.

Детские работы систематически выставлялись в галереи на обозрение

сверстников, родителей, педагогов, гостей, что повысило у детей самооценку

и уверенность в своих силах. Наряду с вышеназванными методами детям с

низким уровнем изобразительной деятельности предлагалось работа с

трафаретами, что позволило нам закреплять представления о строении

изображений.

Для формирования у детей сложного рисунка закреплялись умения

изображать деревья, птиц, животных в разное время года. Дети учились

лепить от простого к сложному. Мы с логопедом подходили к программным

требованиям избирательно, с учетом личностного - ориентированного

подхода и индивидуальных возможностей каждого ребенка, потому что у

таких детей нарушена моторика мелких мышц и им особенно необходимо

лепка. Лепить начинали с простейших форм – шара и цилиндра. Затем

постепенно переделывали существенные преобразования этих форм:

«различные овощи и фрукты», «животные», «человек». На первых порах

предметы, которые лепят дети, должны быть отображением предметов и

вещей, которые они видят в повседневной жизни.

В своей работе используем мини - музей народной игрушки, она явилась

хорошим материалом и стимулом к работе. Своей пластичностью, простотой

и доступностью она способствовала развитию у детей наблюдательности,

умения изобразить и соотнести результат с увиденным. А главное – они, как

настоящие художники – декораторы, расписывают собственную игрушку

красочным узором. Конечно, навыки лепки приходят не сразу, но уже после

нескольких занятий качество изделия значительно улучшается. Нас радовало

желание детей решить с помощью вопросов возникшие в процессе

деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их

радует успех, они ждут одобрения и поддержки у окружающих. Очень

приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает

сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь. Если кто – то

допустил неточность при передаче формы предмета, то это не вызывает

насмешки. Дети понимают, что в следующий раз у товарища ошибок будет

меньше, а пока они учатся быть скульпторами и художниками.

Очень большая работа проводится по овладению композиционным

построением сюжетного рисунка. В это помогает тонированная бумага, что

усиливает у детей ответственность за создание изображения, интерес и

эмоциональный настрой. Помогают игры с экраном, с составляющими

накладными полями - изображениями предметами. Так дети постепенно

учатся изображать на картине многоплановые композиции, наблюдаемые

ими в жизни.

Уже к середине учебного года заметим позитивные изменения в

планирующей речи детей. Индивидуальные беседы, вопросы, в наблюдении

за окружающей действительностью, игры, чтение художественных

произведений, рассматривания картин способствовали расширению

пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали

в процессе изодеятельности.

Таким образом, в результате целенаправленной системы обучения детей с

различными нарушениями речи можно улучшить качественные

характеристики процессе изображения и сами графические образы. В ходе

обучения изобразительной деятельности также создается условие для

развития и коррекции речевого, психологического, интеллектуального

развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса и др.

Многие дети слабо владеющие изобразительными навыками, в школе имеют

проблемы с письмом, так как у них нарушается зрительно – моторная

координация, ориентирование в пространстве, что является

предрасполагающими факторами для дизартричного почерка, нарушению

письменной речи.

Следовательно, необходимо умелое коррекционное воздействие на

познавательные и личностные качества детей, что не только совершенствует

изобразительные навыки, но и способствует профилактике и коррекции

речевых недостатков. Изобразительная деятельность повышает

эмоционально – положительный фон, создает благоприятные условия для

успешного развития ребенка.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Фотоотчёт по изобразительной деятельности «Мозаичных дел мастера и мастерицы» в подготовительной логопедической группеФотоотчёт по изобразительной деятельности «Мозаичных дел мастера и мастерицы» в подготовительной логопедической группе Уважаемые коллеги и друзья,предлагаю вашему вниманию детские работы по художественно - изобразительной деятельности. Это будет аппликация,выполненная.

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «23 февраля — День защитника Отечества!» Программное содержание. Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества. Развивать познавательный интерес к профессии.

Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «Весна. Жизнь птиц и диких животных» Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе Тема: «Весна. Жизнь птиц и диких животных». Цель: становление.

Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗКонспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс ООД по изобразительной деятельности «Разные рыбы на свете живут» в подготовительной логопедической группеМастер-класс ООД по изобразительной деятельности «Разные рыбы на свете живут» в подготовительной логопедической группе Уважаемые коллеги,здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию материал по изобразительной деятельности,который может вам пригодиться при ознакомлении.

Мастер-класс по изобразительной деятельности «Утка по воде плывёт, ловко лапками гребёт» в старшей логопедической группеМастер-класс по изобразительной деятельности «Утка по воде плывёт, ловко лапками гребёт» в старшей логопедической группе Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию мастер - класс по рисованию с использованием нетрадиционной техники и разных изобразительных.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедической группе ДОУ»
Опубликовано: 21 января 2020 в 12:47
+73Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Взаимосвязь изобразительной и речевой деятельности в логопедической группе ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Мелихова Ирина Валерьевна (УИ 2122469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД