Ольга Жиляева
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьями воспитанников по проблемам игровой деятельности»
▼ Скачать
Взаимодействие с семьями воспитанников по проблемам игровой деятельности на примере сюжетно - ролевых, подвижных и дидактических игр.
[/b]
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического
воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению его
жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая на каждом
возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимодействие с семьями воспитанников по проблемам игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном
возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на младших возрастных ступенях
именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему
желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем
старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более
значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения,
взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается
целенаправленность действий. Важной частью игры является сознательное отношение детей
к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения
действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и
следовать социальным нормам. Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин.
Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети? Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра.
Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование.
Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям.
Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.
С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения.
В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В
старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого
ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы : «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.
Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается.
Только ролевая игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение,
оценивать себя и контролировать свои желания. В игре ребенок расширяет поле зрения, укрепляет уверенность в себе, веру в свои возможности и силы, формирует талант к общению, закладывает этические и нравственные основы поведения.
Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.
В ходе наблюдений обнаружилось, что у современных детей профессиональные и общественно политические сюжеты «вытесняются» телевизионными. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается с одной стороны повседневным
бытом, а с другой - сюжетами, связанными с боевиками или виртуальными персонажами, пришедшими с экрана телевизора. Реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:
1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.
2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.
3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.
4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
В 2015-2016 уч. году согласно годовому плану ДОУ в группах старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование родителей, которое исследовало три вида игровой деятельности : сюжетно-ролевую, подвижную и дидактическую. Оно показало, что в старшей
и подготовительных к школе группах родители играют в сюжетно - ролевые игры не более 15% в старшей группе,17% в подготовительной к школе группе,
в подвижные игры 7% подготовительной к школе группе, 31% в старшей группе, (приоритеты на зимние виды спорта - коньки, лыжи,
в дидактические 35% (предпочтение отдано настольно-печатным играм). По
результатам анкетирования для решения данной проблемы мы определили формы работы традиционные и нетрадиционные. Некоторые из них мы предлагаем для Вашего внимания.
В ДОУ периодически проводятся дни открытых дверей для родителей, где можно посетить открытые занятия, посмотреть свободную игровую деятельность детей, поиграть в подвижные игры.
В течение года в старшей и подготовительной к школе группе прошли семинары - практикумы и игровые семинары для родителей, в ходе которых
обогащен опыт родителей в проведении разнообразных игр с детьми, повышен уровень знаний родителей об особенностях игр детей разного возраста.
Одной из нетрадиционных форм работы с семьями являются совместные акции, проводимые с участием детей, родителей и педагогов ДОУ. Своими руками дети изготавливали разные атрибуты для дидактических и сюжетно – ролевых игр. Они использовались в игре и с удовольствием дарились детям младшего возраста.
В современных условиях, сокращается реальная возможность включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Всё это затрудняет естественную передачу игровой деятельности от одного поколения детей к другому.
Поэтому в ДОУ внедряется опыт совместной игровой деятельности детей разного возраста.
По результатам проведенной работы, из повторного анкетирования родителей выяснено, что на конец года число родителей, играющих с детьми
в сюжетно - ролевые игры повысилось до 26 % в подготовительной к школе группе, до 35% в старшей группе;
в подвижные игры до 17% в подготовительной к школе группе, до 38% в старшей группе;
в дидактические игры до 52% в подготовительной к школе группе,46% в старшей группе, увеличилось.
Подводя итоги хочется сказать, что в своей игре ребенок всегда успешен. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового умения, принимать активное участие в играх детей и активно сотрудничать с педагогами ДОУ. Опыт
работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия с семьями воспитанников можно успешно решать проблемы игровой деятельности дошкольников.