Екатерина Поленок
Консультация для воспитателей «Воспитание экологической культуры в ДОО через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Проблема охраны природы во все времена была актуальной, но, пожалуй, никогда не стояла она так остро, как в наши дни, когда над всем человечеством нависла угроза экологической катастрофы. Причина в том, что в настоящее время люди стали относиться к природе потребительски, не задумываясь о будущем. Вырубка лесов, истребление многих видов животных и растений, загрязнение водоемов - все это наносит непоправимый вред экологии. Природа не прощает насильственные действия вторжения человека в природу и как следствие: увеличение аллергических и психических заболеваний, рост детей, имеющих врождённые аномалии. Формирование экологического сознания стало жизненной необходимостью и начинать воспитывать экологически грамотного человека надо с дошкольного возраста, когда только закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности и природа воспринимается как нечто живое.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание экологической культуры в ДОО через проектную деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Слайд 2 Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод- проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры.
Слайд 3 Проектная деятельность. Является очень эффективным методом природоохранной работы. В ходе проекта ребята не только видят проблему, но и ищут выход из создавшегося положения.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью : рисуют, мастерят, сочиняют.
Слайд 4 По продолжительности экологические проекты разделяются на :
• Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
• Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
• Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.
Слайд 5 Условия, необходимые
для успешной реализации проектной деятельности :
• Учёт интересов ребёнка.
• Деятельность без принуждения.
• Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
• Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
• Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
• Совместное с педагогом достижение цели
Слайд 6 Основные виды проектов, используемых в практике ДОО:
• межгрупповые;
• групповые;
• индивидуальные;
• комплексные.
Слайд 7 План работы воспитателя по подготовке проекта :
1. Определить цель проекта.
2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
3. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
4. Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
6. Предложить домашние задания родителям и детям.
7. Реализовать проект.
8. Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)
9. Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
Слайд 8 В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту :
1. Подготовительный - воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.
2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
3. Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.
4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.
Слайд 9 Экологические проекты в разных возрастных группах.
Тематика проектов разнообразна : от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.
«Елочка - красавица», «В гостях у природы», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Наша новая клумба», «Голубая водичка», «Осень», «Весна в гости к нам пришла», Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Покормите птиц зимой», «Мир домашних животных», «Чистый мир», «Жалобная книга природы», «Мир деревьев», «Берегите первоцветы», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит с елью». «Вторая жизнь упаковки» и т. д.
С детьми начальной возрастной группы 3-4 лет возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются.
Дети средней группы способны принять участие в проектах : «Маленькие огородники»- организуются эксперименты с огородными растениями.
«Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.
С ребятами, посещающими старшую и подготовительную группы, можно организовывать больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.
В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.
Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.
Наиболее масштабный проект, который можно предложить для реализации в подготовительной группе – создание Малой природной академии.
А так же можно провести интересные проекты :
«Этажи леса», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит с елью».
Слайд 10 Виды проектов в ДОУ :
1. исследовательские.
2. творческие.
3. ролевые, игровые.
4. информационно - практико-ориентированные.
Анализ каждого типа проектов
1. Слайд 11 исследовательские типы проектов
Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.
Особенности:
• четкая структура;
• обозначенность целей;
• наличие гипотезы;
• актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;
• комплекс методов получения и обработки информации.
Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов» :
• Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
• Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?
• Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.
Основные этапы:
1 этап: Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
2. этап. Организация исследования: Сбор, анализ и систематизация информации
3. этап. Презентация продуктов исследовательской деятельности детей.
2. Слайд 12 творческие типы проектов
Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника);
Особенности данных проектов :
• Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
• Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т. д.);
• Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т. д.);
• В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное, а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.
Основные этапы:
1 этап: Сочинение сказки
2 этап: Иллюстрирование сказки.
3 3 этап: Музыкальное сопровождение сказки
4 этап: Презентация продукта проекта
3. Слайд 13 ролевые, игровые типы проектов
Цель: имитация социальных или деловых отношений в различных ситуациях (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Особенности:
• Структура только намечается;
• Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
• Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат;
• Высокая степень творчества;
• Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.
Варианты начала игрового проекта :
• Исчезновение объекта. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).
• Появление нового объекта (героя) : пришел пират, вирус, новая мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)
• Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом. Например, в День космонавтики, дети устраивают космическое путешествие, весной можно устроить день птиц, когда дети изображают персонажей, связанных с жизнью птиц…
4. Слайд 14 информационно - практико-ориентированные типы проектов
Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Особенности:
• Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;
• Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».
Примеров проектов множество.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет усвоить материал программы по экологическому воспитанию с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.
Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.