Евгения Теречева
Консультация для воспитателей «Виды семейного неблагополучия»
▼ Скачать + Заказать документы
Неблагополучные семьи в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека.
Педагоги дошкольной образовательной организации, которую посещает ребёнок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагополучным?
Публикация «Консультация для воспитателей „Виды семейного неблагополучия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо обществу. В соответствии с соглашением о порядке межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Заречный Пензенской области выделяют следующую классификацию семей по степени неблагополучия.
1 степень социального риска – семья группы социального риска.
В соответствии с критериями Положения о постановке несовершеннолетнего и/или семьи в группу риска образовательной организации.
2 степень социального риска – семья, состоящая на внутриведомственном учёте.
Признаки неблагополучия :
разовое совершение административного правонарушения несовершеннолетним, общественно опасного деяния до наступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
конфликтные отношения (в т. ч. бабушки и дедушки – на одной жилплощади, бывшие супруги);
судимость родителей, проживающих совместно с детьми;
длительная безработица родителей;
педагогическая несостоятельность родителей (низкий уровень культуры, воспитания);
инвалидность родителей;
перекладывание обязанностей по воспитанию и содержанию ребёнка на родственников;
инвалидность родителей;
разовый факт самовольного ухода несовершеннолетнего из дома;
проблемы с обучением у несовершеннолетнего вследствие отсутствия контроля со стороны родителей;
курение несовершеннолетнего на постоянной основе;
влияние или совместное проживание на одной жилплощади с детьми родителей, лишенных родительских прав.
3 степень социального риска – семья, находящаяся в социально опасном положении.
Признаки неблагополучия :
неоднократные совершения административных правонарушений несовершеннолетним, совершение преступлений;
отсутствие в семье средств на питание и предметы первой необходимости;
алкогольная и наркотическая зависимость у родителей;
утрата по вине родителей жилья, отсутствия прописки и регистрации у детей;
систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины, уклонение от обучения несовершеннолетним;
ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, перекладывание обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка на других родственников;
бродяжничество родителей;
жестокое обращение с детьми в семье;
рецидивы правонарушений родителей (неоднократные судимости, а также однократная судимость родителей за преступления против: личности, семьи и несовершеннолетних, общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности;
систематические самовольные уходы несовершеннолетнего из дома.
4 степень социального риска – асоциальная семья.
Признаки неблагополучия : Отсутствие в течение длительного периода времени положительной динамики в работе с семьёй.
Также показателем семейного неблагополучия являются сами дети : их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, освоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель посещает в первую очередь.
Однако одного посещения недостаточно: воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стараются скрыть это от посторонних). Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребёнка, беседы с ребёнком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. Полученную таким путем информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьёй. Информация о неблагополучной семье служит педагогу прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней.