Ткаченко Людмила
Консультация для воспитателей «Условия для дружбы детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская дружба в детском саду имеет свои особенности. Обычно это симпатия, вызванная совместной игрой или схожим увлечением. Сформировать у детей понятие «дружба», научить правилам взаимодействия – это задача взрослых. Ребенку, умеющему дружить, легче адаптироваться и принимать правила любого коллектива. Этот навык необходим и во взрослой жизни. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо заложить основу умения общаться и дружить. Бывает, что дошкольная
Публикация «Консультация для воспитателей „Условия для дружбы детей в детском саду“» размещена в разделах
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
дружба переносится в школьную и даже взрослую жизнь.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ДРУЖБА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ?
Общение со сверстниками – неотъемлемое условие пребывания ребенка в ДОУ. Коммуникация детей практически непрерывна, начиная с того момента как ребенок заходит в свою группу и до завершения «детсадовского дня». Взаимодействия многообразны и постоянны, а вот «дружба» для дошкольников имеет расплывчатое понятие.
Чаще всего дети называют другом того, с кем чаще всего играют, или тех, кто делится с ними привлекшей внимание игрушкой.
Старшие дошкольники тянутся к тем сверстникам, с которыми им интересно. На первый план выходит общность увлечений. Мальчики, коллекционирующие машинки, или девочки, подбирающие наряды для своих нарисованных моделей, обязательно находят друг друга. Затем на основе ежедневного общения вокруг своего увлечения дети начинают называть свои отношения дружбой.
В детском коллективе каждый ребенок занимает определенное положение. Оно выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности зависит от ряда причин. Это могут быть знания, интеллект, особенности поведения (всегда делится своими игрушками с другими, умение контактировать и даже внешность. Для детей старшего дошкольного возраста становятся важными поступки, слова, действия.
Есть причины, по которым дошкольник не вызывает симпатию у сверстников. Например, ребенку, проявляющему вербальную или тактильную агрессию к другим детям, проблематично найти себе приятеля или друга.
Кто научит ребенка дружить со сверстниками?
Научить ребенка дружить – эта задача ложится на плечи родителей и педагогов дошкольных учреждений. Некоторые дети легко и непринужденно контактируют с ровесниками, но такой способностью обладают немногие.
Большинству дошкольников необходима помощь взрослых, прежде чем у них установятся устойчивые дружеские привязанности.
Первый этап – научить общаться. Сначала дошкольник знакомится со сверстниками. Будь то площадка во дворе или детский сад, малыш проявит интерес к сверстникам, когда почувствует себя комфортно. Немало детей, которым нужно прямо подсказать, какие слова произнести, подойдя к сверстнику. Помощь взрослого придаст уверенности ребенку. Немаловажное значение для первых шагов в общении детей имеет наличие у сверстников привлекательных игрушек.
Следующий этап – взаимодействие. Поводов много. Посещение ребенком ДОУ этот список расширяет: игра, совместное занятие, дело, поручение.
Постепенно дети взрослеют, и все чаще в их общении прослеживаются приятельские (дружеские) отношения. Дошкольники становятся более стабильными в своих симпатиях. Взрослые расширяют знания детей о дружбе, используя беседы, сказки, мультипликационные фильмы, театрализацию.
ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ В ЗАРОЖДЕНИИ ДРУЖБЫ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Поскольку главным ориентиром для ребенка в поведении и в действиях служат родители, мамы и папы должны знать, как они исподволь или осознанно могут оказывать влияние на формирование дружеских коммуникаций детей.
В первую очередь это модель поведения. Если родители общительны, имеют друзей, ходят в гости и приглашают к себе приятелей, малыш будет воспринимать подобный стиль как норму и будет стремиться к аналогичной форме.
Ребенок подражает взрослым, перенимая их манеру, заимствуя оценку людей, событий, вещей. Это переносится на общение со сверстниками и формирует личностные качества дошкольника. Поэтому родителям очень важно озвучивать мотив своих поступков по отношению к другим. Например, «Папа помогает дяде Игорю, потому что он его друг». Впоследствии дошкольник применяет на практике усвоенные нормы поведения и приспосабливает их к разнообразным конкретным ситуациям.
Полезно читать детям рассказы и сказки о дружбе и обсуждать сюжет. Например, сказка «Приключение Буратино» А. Н. Толстого, «Бременские музыканты» братьев Гримм или «Яблоко» В. Г. Сутеева. Важен и просмотр мультфильмов. Например, «Как львенок и черепаха песню пели», «Котенок по имени Гав» или «Умка».
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ.
В ДОУ педагоги помогают формированию дружеских отношений в детском коллективе. В течение дня воспитатель корректирует поведение детей в детском саду. При возникновении конфликтной ситуации, педагог выясняет причину, беседует, стремится примирить.
В каждом коллективе есть замкнутые, малообщительные дети. Воспитателю необходимо создать условия для того, чтобы такие дети влились в социум, нашли себе приятелей. Это облегчит ребенку адаптацию в детском саду.
Педагог может усадить таких деток вместе рассматривать картинки, строить башню из кубиков, конструировать из деталей «Лего» и т. д. Или вовлекает несмелого дошкольника в коллективную игру, предлагая ему совместно исполнить роль ведущего. Например, в игре «Хитрая лиса» такой ребенок обязательно получает фишку и выступает в роли лисы.
Полезно дать поручение, которое нужно выполнить с кем-то из детей. Однако ни для кого не секрет, что дошкольники чаще желают выполнять одни и те же действия, а не разные. Если одному дошкольнику поручили разложить столовые приборы во время дежурства в группе, то другому непременно хочется заняться тем же. Педагог своевременно «разруливает» ситуацию, и второму дежурному доверяет салфетки. А чтобы взаимодействие состоялось, предлагает действовать сообща: один помощник кладет салфетку, а второй размещает приборы на ней. Такое сотрудничество вызывает положительные эмоции у детей.
Очень важный прием – похвала в коллективе сверстников. Воспитатель хвалит поступок, знания или творческую работу ребенка, повышая его самоооценку.
С помощью бесед, сказок, произведений художественной литературы педагог объясняет, какие правила лежат в основе дружбы. Главные правила дружеских отношений в детском коллективе :
не ссориться;
помогать друг другу;
делиться игрушками;
проявлять сочувствие;
принимать помощь, советы и замечания сверстников.
Положительные моменты озвучиваются. Ребенка хвалят. Например, «Марина молодец. Она пригласила поиграть в игру Арину. Они ВМЕСТЕ играют с куклой Марины». Многие дети чутко реагируют на подобную похвалу, и стараются повторять одобряемое поведение. Мотив хорошего поступка подталкивает к взаимодействию, а на смену ему может прийти увлечение совместной игрой с тем сверстником, которого позвали поиграть.
Активно используется прием драматизации, когда, обыгрывая фрагмент сказки, дети моделируют различные ситуации. Например, небольшая инсценировка «Трех поросят» учит детей, как надо дружить, а сказка «Лиса и журавль» высмеивает хитрых приятелей.
Таким образом, педагог внимательно направляет общение дошкольников и помогает формированию дружеских отношений в детском коллективе.
Мероприятия на тему Дружбы в ДОУ
Для закрепления полученных знаний и укрепления отношений среди воспитанников в ДОУ проводят различные мероприятия. В них принимают участие дети старшего дошкольного возраста. Это может быть день дружбы или отдельные мероприятия: развлечение, досуг, тематические занятия, беседы, праздник дружбы.
Например, развлечение «Страна друзей». С его помощью дошкольники лучше осознают, что значит дружить, в чем проявляется дружба в детском саду, и развивают умение взаимодействовать в играх.
В ДОУ активно используются мероприятия на сплочение детского коллектива. Это игры, коллективная работа по аппликации или рисованию, трудовая деятельность, эстафеты, квест. Например, выполнение коллективной работы по аппликации «Зимний лес». Дети совместно выполняют работу на заданную тему. Им необходимо придерживаться правил дружбы (см. выше, чтобы итоговая работа получилась красивой.
Командные эстафеты и интеллектуальные разминки помогают понять, что победа команды зависит от каждого. Поэтому надо быть дружными. Так формируется дружба в дошкольном возрасте.
День дружбы в детском саду
День дружбы в ДОУ могут проводить, как в теплый, так и в холодный период. Он представляет собой ряд мероприятий, которые проводятся со всеми детьми детского сада в течение дня. Материал должен соответствовать возрасту детей.
В младшем возрасте – это совместные игры, в том числе и подвижные, чтение потешек, стихотворений, простые беседы. Например, чтение стихотворения А. Барто «Мишка» из сборника «Игрушки». Можно показать иллюстрацию к тексту или обыграть с игрушкой. Затем уместна беседа: «Что случилось с мишкой? Мишку обидели. Мы его не бросим. Он хороший? Мы любим мишку? Давайте пожалеем его».
В среднем возрасте педагог в день дружбы планирует чтение сказок, просмотр мультфильмов про дружбу, выставку фотографий «Я и мой друг», театрализацию. Например, сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» воспитатель может показать с помощью игрушек. Это вызовет дополнительный интерес у дошкольников. Беседа после показа обязательна.
В старшем дошкольном возрасте при проведении дня дружбы приобщают детей к выполнению коллективных работ, драматизаций, чтению, заучиванию стихотворений о дружбе. Актуальны игры, выставка рисунков «Мой друг» и тематический детский досуг. Как пример приведем игру поиска друга по приметам.
Ход игры «Ищу друга». Дети сидят по кругу. Определяется ведущий. Он произносит основную фразу: «Ищу друга…» и начинает описывать его приметы. Например, «Хочу найти друга. У него черные волосы, карие глаза, синяя футболка, черные шорты, белые носки и красные сандалии. Он веселый». Остальные участники должны догадаться кто этот друг.
Разнообразие используемых взрослыми приемов способствует формированию дружеских отношений в коллективе дошкольников. Очевидно, что подобные методы только создают условия. А реальная дружба может возникнуть только в старшем дошкольном возрасте, когда оформится субъектное отношение к сверстнику, и дошкольник сможет увидеть в приятеле по играм равнозначную себе личность со своими интересами и желаниями.