Елена Анатольевна Горина
Консультация для воспитателей «Уральские колыбельные песни, хороводные игры и хороводы Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Дата: 26.12.2017г
Консультация
«Уральские колыбельные песни,
хороводные игры и хороводы Урала».
1 слайд: Уральские колыбельные песни, хороводные игры и хороводы Урала, помогают нам педагогам и нашим воспитанникам, войти в мир народной культуры. Сделать её своим достоянием. Осознать свою принадлежность к традициям. Понимать значение нравственных основ семьи, семейные обычаи. Связь человека с живой и не живой природой, формирование нравственных, физических качеств, речь, смекалку, терпение, находчивость и т. д…прослеживается в хороводных играх, песнях,колыбельных, которые являются фольклором
Публикация «Консультация для воспитателей „Уральские колыбельные песни, хороводные игры и хороводы Урала“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Колыбельные песни
- Колыбельные. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Русские народные игры
- Урал - наш край родной
- Хороводные игры
- Темочки
2слайд : Фольклор –устное народное творчество.
Художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;
Народное творчество, зародившиеся в глубокой древности,-историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. И у нас на Урале люди чтут свои традиции. Не забывая и использую огромный опыт накопившийся за многие века. Фольклор - душа уральского искусства. Произведения народного фольклора бесценны, они поучительны своей чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклором всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше с ним соприкасается человек, тем лучше. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит интересно.
3 слайд: Распространенными были хороводы – игры и хороводы – шествия. Первоначально хороводные песни входили в земледельческие обряды. Но с течением столетий они стали самостоятельными, хотя образы труда землепашца сохранились во многом из них. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски, Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность,статность. Много веков сохраняют свою популярность плясовые напевы : «Ах вы сени,мои сени», «Камаринская», «Барыня». «» У меня ль во садочке» и др.
4 слайд: Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и. т. д. Остановимся конкретно на колыбельных песнях.
5 слайд : С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством, это колыбельные песни в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том. Что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым. Что существует мера всему. «граница», край ;как в этом мире жить и творить.
6 слайд: На востоке о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен».
Колыбельная песня – это особый диалог между матерью и ребёнком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души. Любви и нежности. Появились колыбельные песни в глубокой древности.
Баюкала мать дитя и напевала ему простые ласковые слова. Понравившуюся песню повторяла дочь, добавляя свои слов меняя мелодию.
Так и тянулась народная песенная нить от семьи к семье. От поколения к поколению.
7 слайд : Колыбельные песни- древний жанр, восходящий к заговору в них упоминаются такие мифологические божества. Как Дрёма, Угомон,
Которые ходят по полу и лавочкам. Колыбельные песни наполнены образами животных, птиц, зверей, окружающих ребёнка. Он их не боится, да и они в нем видят своего.
8 слайд: Много замечательных колыбельных которые поются детям: «Баюшки-баю», «Ночь пришла,темноту принесла», «Люли- люли люленьки, где вы, где вы гуленьки.», «баю-баю- байки, прилетели галки…», «котик серый, хвостик белый», «бай качи – качи»…
9 слайд: Колыбельные песни, очень нравятся детям, замечательная колыбельная «Спи моя радость усни», считают,что музыка народная, а ведь мелодию на которую поют колыбельную сочинил В. А. Моцарт, и она действительно стала народной, немало композиторов писали музыку, которая крепко прижилась в народе. Одним из таких композиторов считается русский композитор П. И. Чайковский, его произведения из детского альбома, особенно «Болезнь куклы» прочно прижилась в народе. Колыбельные песни можно использовать во время сюжетно-ролевых игр «дочки- матери, кода девочки качают своих кукол,в тихий час, когда дети укладываются спать, сколько умиротворения,спокойствия получают дети от прослушивания колыбельных. Со своей стороны использую колыбельные на утренниках, прослушиваем из на музыкальных занятиях дети проявляют фантазию, делясь впечатлением от прослушанного произведения.
10 слайд : Следующим после колыбельных идут хороводы. Хоровод - древнейший вид народного искусства ; сочетает хореографию с драматическими действиями,переплясом, песней.
Хоровод народная игра,движение людей по кругу с пением и пляской. В процессе хоровода одновременно формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками.
11 слайд: Водить хоровод – это не просто «ходить кругами», это ещё и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.
Хоровод - это и танец, игра. Водя хороводы, все вместе, сообща, притопывают. Хлопают а ладоши,сообща выселяться и радуются.
В наше время календарные песни преобразились, я с огромным удовольствием использую эти песни, хороводы, хороводные игры связанные с различным временем года, в повседневной жизни, на праздниках развлечениях… они украшают быт детей и взрослых которые приходят посмотреть и послушать своих детей. Дети узнают о особенностях времён года. Как они проявляются у нас на Урале.
12 слайд: Как профессионально двигаются русские красавицы.
13 слайд: Наши дети тоже делают первые шаги к профессиональной сцене
14 слайд: Наши дети тоже делают первые шаги к профессиональной сцене
15 слайд: Ведут хоровод слаженно и четко, с любовью и нежностью передают красоту берёзоньки.
16 слайд: А в Новый год с огоньком водят хороводы с Дедом Морозом под народную песню : «Дед Мороз и валенки»
17 слайд: А здесь переплясы под русскую народную песню.
18 слайд: Танцуют с осенними листиками
19 слайд: Водят хороводы с весенними цветами
20 слайд :Водят хороводы с весенними цветами
21 слайд :Огромное место наряду с колыбельными, хороводами, занимают хороводные игры.
Это целый ряд детских игр который основан на соединении песни с движениями. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня тесно связана с народной игрой.
К таким играм относятся : «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Ходит Ваня», «Старичок лесовичёк», «Гори, гори, ясно», «Ровный сделаем кружок» и. т. д.
22 слайд :Игра, в которой успешно решаются задачи психического, речевого, физического, нравственного и эстетического развития детей. Их основные эмоции - светлые и жизнерадостные. Дают полную свободу применять их во всем хороводном разнообразии с использованием игр и танцев, но одновременно ограничивают возможности выйти за рамки жанра, что предусмотрено их текстом и ритмом.
23 слайд : Первые шаги дети делают с ясельной группы. И ведётся систематично до подготовительной группы.
Хочется ещё отметить, что в своей работе использую лого ритмические упражнения с уральским компонентом : связанные с живой и не живой природой, как с музыкальным сопровождением так и без него.
Так же сделала подборку игр, которые воспитатели могут использовать в повседневной жизни с детьми.
Хочется отдельно сказать,о том, что использую на занятиях, в повседневной жизни песни игры уральских композиторов,хочется закончить своё выступление песней нашего уральского композитора Некрасовой Л. В., о нашем городе, которая называется «Самый солнечный город России». которую мы сейчас разучиваем с детьми. Спасибо за внимание.