Ирина Цыбульская
Консультация для воспитателей «Учимся познавать и экспериментировать!»
▼ Скачать
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность самим ставить вопросы
и получать на них фантастические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл».
К. А. Тимирязев
Что? Где? Когда? Зачем? Почему? Для чего? Эти тысячи вопросов задают дети и на все хотят получить ответы. Не получив ответ на интересующий их вопрос, они начинают пробовать, проверять, испытывать - всегда и везде, в любое время, живое - не живое. Главное понять истину, иметь возможность ее проверить и добиться ответа. Но как это сделать? Просто поэкспериментировать. Ведь дети по своей сути – экспериментаторы. Что такое детское экспериментирование? Это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Публикация «Консультация для воспитателей „Учимся познавать и экспериментировать!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
К тому же в процессе экспериментирования происходит глубокое познание объекта, раскрытие в нем новых качеств и свойств. Каждое новое изменение объекта, выявление все новых его качеств толкает мысль ребенка к дальнейшему познанию.
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Этот вид деятельности, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Цель консультации :
Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста
• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
• Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Вводная часть.
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Особое внимание с введением ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с различными явлениями[1].
Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н. Н. Подьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова и другие известные ученые. По их мнению, ребёнок является исследователем. Он знакомится с природой в процессе экспериментирования, что по мнению Н. Н. Подьякова считается истинно детской деятельностью[2], а по мнению Н. А. Рыжовой, изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей обобщенных представлений[4].
Цель работы по экспериментированию у дошкольников :
o Накопить познавательный опыт.
o Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента : ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезы, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.
o Поддерживать инициативу, самостоятельность.
o развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
1) развитие мыслительных процессов;
2) развитие мыслительных операций;
3) освоение методов познания;
4) развитие причинно-следственных связей и отношений
Примерная структура НОД – экспериментирования :
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
•Уточнение плана исследования.
•Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
•Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
•Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Предварительная работа:
Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того чтобы они смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить её самостоятельно, наметить метод и способ решения, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях природы.
Эта информация отбирается педагогом, адаптируется к возрасту воспитанников. Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Предметно-пространственная среда:
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная игра. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности детей. Воспитанники сами проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Дети с высокой познавательной активностью придумывают эксперименты, фиксируют свои замыслы в рисунках, картинках схемах. Затем проверяют предложения в группе или дома, делают выводы, делятся результатами.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка:
Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы и оборудование:
Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагогу необходимо подготовить заранее все, что потребуется в ходе эксперимента. Должны быть созданы центры: «Познание и исследование», «Экспериментирование». В которых должны находиться оборудование и материалы в соответствии с темами исследований и экспериментов («Звук», «Воздух и его свойства», «Магнитные силы» и т. п. Отдельно находится оборудование которое может использовать только педагог (горелка на сухом горючем, свечи, стеклянные колбочки, коллекция семян и плодов, камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы; собраны и оформлены модели, картинки-схемы, рисунки для проведения экспериментов.
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический:
- книги познавательного характера для младшего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани".
Компонент оборудования:
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.) .
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
Компонент стимулирующий:
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Средний дошкольный возраст
Компонент дидактический:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
Компонент оборудования:
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.) .
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
Компонент стимулирующий:
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается
Старший дошкольный возраст
Компонент дидактический:
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции
- мини-музей (тематика различна, например
" Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
Компонент оборудования:
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Компонент стимулирующий:
- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Постановка проблемы: (проходит в несколько уровней по М. В. Кларину[3])
Первый уровень:
Воспитатель ставит проблему, намечает метод её решения. Поиск решения предстоит осуществить детям самостоятельно.
Второй уровень:
Воспитатель только ставит проблему, но метод и решение дошкольники ищут самостоятельно.
Третий уровень:
Дети самостоятельно определяют проблему, ищут метод, разрабатывают решение. Увидеть и сформулировать задачу часто труднее, чем её решить.
При решении проблемной ситуации у дошкольников зачастую возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать освоенные ранее знания и навыки в новых практических условиях, между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить достигнутый результат, между усвоенными знаниями и вновь выявленными факторами.
Целеполагание:
Это вопрос, который сначала педагог задает детям, затем они задают себе. Например: «Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?», «Что я должен (должна) сделать, чтобы увидеть воздух?».
Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду [5]. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
o Как я это делаю?
o Почему я это делаю именно так, а не иначе?
o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Выдвижение гипотез:
Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые заведомо неверны.
Проверка гипотез:
Педагог должен быть партнером в общении и в деятельности, поэтому все гипотезы нужно проверять вместе с детьми.
Фиксация результата:
Происходит в рисунках, в картинках-схемах, в моделях, календарях, дневниках наблюдения; в рассказах воспитанников.
Сначала педагог предлагает для фиксации результата приготовленную заранее картинку-схему, рисунок, модель, в дальнейшем дошкольники могут сами фиксировать результат эксперимента.
Формулирование вывода:
Для формулирования выводов дошкольникам требуются наводящие вопросы взрослого. Они не должны подменяться теми, которые сделаны педагогом, и делать их дети должны самостоятельно.
При таком подходе у ребенка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах. Если он выдвинул гипотезу, проверил её и даже обнаружил несоответствие результата и цели, то он может скоординировать свою деятельность и предложить новые гипотезы.
В соответствии с ФГОС ДО необходимо создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности [6].
Список литературы.
1. Дыбина О. В, Рахманинова Н. П., Щетинина В. В. неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. М. :Сфера, 2011.
2. Киселёва Г. М. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. вузов ф-тов дошк. педагогики и психологии. Шадринск: Исеть, 2005.
3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М. : Аркти, 2005.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. :Карапуз, 2001.
5. Савенков А. Исследовательские методы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2005. № 12; 2006. №1.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
7. Интернет источник: detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei
Интернет источник: …yeksperimentirovanie-v…sadu…uslovie…fgos…