Лариса Горбунова
Консультация для воспитателей «Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Применение развивающих технологий в ходе реализации требований ФГОС ДОО. Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Проблема раннего развития детей. Принципы и законы обучения детей от рождения до 3 лет. Проблемы развития и воспитания дошкольников. Становление предпосылок учебной деятельности дошкольников.
Особое значение в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации (ДОО) имеют развивающие технологии. Особенности организации образовательной деятельности ДОО осуществляются согласно ФГОС ДО (Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования).
Перед стандартом ДО ставятся следующие цели:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает следующие задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
- Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала
каждого ребенка;
- Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных Программ;
- Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
По стандарту ФГОС ДО образовательный процесс ДОО видоизменяется по критериям:
- В тексте ФГОС не используется термин «занятие». Это значит, что занятие в привычном понимании существенно преобразуется и организуется специалистом как специфическая деятельность, направленная на повышение детской активности, общение между детьми, получение информации через предметно-развивающую среду, формирование необходимых для жизни качеств и навыков;
- Происходит изменение в организации видов взаимодействия ребенка и взрослого от руководства взрослого игровой и познавательной деятельностью ребенка к совместной равнозначной, насыщенной игровыми и развивающими событиями деятельности в период всего пребывания ребенка в ДОО;
- ФГОС ДО изменяет результаты освоения дошкольниками Программы ДОО, вводит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Результатами освоения Программы считаются интегративные качества ребенка, сформированные после освоения ребенком Программы. Для выявления интегративных качеств дошкольников педагогам рекомендуется проводить мониторинги, показывающие уровень развития интегративных качеств дошкольников и перспективы дельнейшей работы.
В структуру Программ вводятся целевые ориентиры для ДОО. Целевые ориентиры направлены на развитие социальных и психологических характеристик старшего дошкольника после освоения Программы (инициатива, самостоятельность, любознательность, способность выбирать себе партнеров для совместной деятельности, умение подчиняться правилам и нормам, уровень моторики, способность к волевой регуляции деятельности);
- ФГОС ДО активизирует индивидуальный подход через игру ребенка. Такое решение связано с усиленной компьютеризацией дошкольного детства и необходимости сохранения познавательной, исследовательской и творческой активности в игровой деятельности, включение проблемно-обучающих ситуаций в интеграцию образовательных Программ;
- ФГОС ДО активнее включает родителей в образовательный процесс ДОО. На практике эта идея заключается в подключении родителей в реализацию Программы, анализу созданных ДОО условий развития дошкольников, участие в групповых и индивидуальных проектах, отказ от роли сторонних наблюдателей.