Инна Косяченко
Консультация для воспитателей «Игры с экспериментированием для познавательного развития детей младшего возраста»
С младшего дошкольного возраста можно и нужно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Когда ребенок активно участвует в образовательном процессе, он усваивает все прочно и надолго. Задача воспитателя – поддерживать потребность маленьких любознаек в умственных впечатлениях, формировать основу научного мировоззрения у детей дошкольного возраста.
Ориентируясь на актуальность данного направления детской деятельности, мы взрослые формируем у детей умение исследовать предметы, вещества, материалы.
Приоритет необходимо отдавать игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста, одновременно воспитывая личностные качества дошкольников: инициативность и любознательность.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они все проделывают сами.
Повседневные дела, режимные моменты, игра, дают большое поле деятельности для исследований. Предложите воспитанникам поиграть в игры эксперименты с объектами неживой природы: «Почему игрушка спряталась в песке», «Куда пропадают следы на песке?», «Тонет-не тонет», «Уронили в воду мячик», «Почему надо мыть руки».
Экспериментирование с бумагой даст детям возможность выделить для себя свойства бумаги, так им будет интересно поиграть в «Бумажные снежки».
При ознакомлении с живой природой в процессе наблюдения за растениями дети узнают, что они нуждаются в регулярном поливе и солнечном свете. «Овощная грядка на подоконнике» поможет малышам это понять и запомнить.
Опыт показывает, что ребенок, только через собственные действия сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.