юлия агафонова
Консультация для воспитателей «Расширение словарного запаса у детей с ОНР путем практического усвоения наречий»
▼ Скачать + Заказать документы
У большинства детей с ОНР жизненный опыт и представления об окружающем мире значительно беднее, чем у детей с нормой речи.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы.
Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий.
Дети почти не пользуются способами словообразования.
Публикация «Консультация для воспитателей „Расширение словарного запаса у детей с ОНР путем практического усвоения наречий“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Местоимения дети используют, но речь очень обедняется из-за редкого использования наречий, хотя знакомство с наречиями происходит у детей с общим недоразвитием речи на самых ранних этапах, но в самостоятельной речи
они появляются значительно позже, чем существительные, глаголы и даже прилагательные. Это обедняет речь детей.
С наречиями мы начинаем знакомить детей в 6 г. жизни (частично) и в 7 г. жизни.
Из множества наречий, поясняющих глаголы и прилагательные и объясняющих разные обстоятельства, мы отбираем слова, отвечающие на вопросы: где? когда? как?
Приведу примерные занятия по ознакомлению детей с наречиями.
ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: Знакомство с наречием.
Вопрос «Когда?»
ЦЕЛЬ: Учить детей понимать и употреблять наречия.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент. Сядет тот, кто ответит на мой вопрос полным предложением. Какой день недели был вчера? Какой день недели сегодня? Какой день недели будет завтра?
Затем предлагаю детям составить предложения со словами рано, поздно, всегда, никогда.
При необходимости можно помочь детям вопросами: «Какая домашняя птица поет рано утром? В какое время года всегда тепло?» и т. д.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем говорить о словах, которые отвечают на вопрос «когда?».
3. Отгадать загадки, когда это бывает?
а) Снег на полях, .
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это" бывает?
(зимой)
б) Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(осенью)
в) Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(летом)
г) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? ;
(весной)
4. Игра с одеждой.
Логопед рассказывает.
К нам пришла кукла Таня. Она теперь будет у нас жить.
Приходит кукла и здоровается. Буратино несет в чемодане (сумке) ее вещи.
Он говорит: «Таня, я принес твои вещи.» Кукла благодарит его. Потом
раскрывает чемодан и обнаруживает, что Буратино сложил подряд все вещи. Таня просит детей помочь ей разобраться, когда какую одежду нужно носить.
Вызываю детей по одному, объясняю, что они должны подбирать одежду по временам года, указывать, из какого она материала и отвечать полным предложением.
Например, ребенок берет шубу и говорит: «Шубу нужно носить зимой»
Логопед задает вопрос: «Какая это шуба? - меховая. – Сделай предложение длиннее, прибавь это слово.
Ребенок: «Меховую шубу надо носить зимой». Платье легкое (тонкое, шелковое, его надо носить летом.
5. Физминутка и пальчиковая гимнастика.
6. Закончить предложение, ответить на вопрос «Когда?» (вставить в конце фразы слово, обозначающее время суток)
Нам вставать уже пора:
Петушок поет. (с утра).
Мы обедать все идем
И бывает это. (днем).
Вставить слово в середину стиха.
Вечер ночь привел опять,
Будем. (ночью) крепко спать.
Если дети сразу не поймут, какое слово надо вставить, можно прочесть еще раз, выяснить, какое слово нужно вставить, потом еще раз повторить стихи.
7. Игра «Встаньте по порядку».
Логопед вызывает 4-х детей, раздает им картинки с изображением определенного времени суток. Дети должна встать по порядку (утро, день, ветер, ночь). Затем спрашивает: «Какое время суток изображено у Саши? Почему ты так думаешь?
- Утро. Потому что зарядку делают утром. И т. д.
8. Итог занятия.
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: Знакомство с наречием.
Вопрос «Где?»
ЦЕЛЬ: Учить детей понимать и употреблять наречия.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент.
Сядет тот, кто стоит впереди Коли, сзади Алеши, справа от Миши, слева от Илюши и т. д.
2. Сообщение темы. Мы с вами говорили, когда что бывает. Сегодня будем говорить, где находятся предметы.
3. У детей на партах стоят подносы, на которых лежат геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, два квадрата разной величины).
По заданию логопеда дети кладут квадрат сверху прямоугольника.
«Где лежит квадрат?»
- Квадрат лежит сверху прямоугольника.
Задания: «Положи геометрические формы сверху, снизу, посередине, слева, справа».
Дети отвечают полным предложением, где какая форма лежит.
4. Построим дом и забор из геометрических фигур. После того, как дети выполнили задание, задаю вопросы.
- Где находится крыша, окно, забор?
Ответы;
- Крыша находится сверху. Окно находится посередине. Забор находится справа.
5. Физминутка.
Предлагаю поиграть в поезд. Дети строятся друг за другом. Задание: положите руки на плечи тому, кто стоит впереди вас. Все вместе наклонитесь влево, вправо, посмотрите назад, вперед. Теперь медленно двигайтесь вперед: «ч-ч, ч-ч», назад: «ч-ч, ч-ч».
Опустите руки.
Теперь положите руки на пояс тому, кто стоит сзади вас (повторяем все предыдущие действия).
Опустите руки, сядьте на свои места.
6. Рассказ с опорой на картинки, размещенные на фланелеграфе.
>
- Построил дед дом, забор, посадил деревья, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и курочкой.
Сначала сама размещаю картинки на фланелеграфе (дом, куст, 2 дерева, подсолнух, забор, девочку, дедушку, курочку. Получился дворик).
Вызываю по одному ребенку, они становятся спиной ко всем остальным, чтобы правая рука отвечающего и сидящих располагались одинаково.
Даю детям задание расположить предметы относительно друг друга справа, слева, посередине, наверху, внизу, спереди, сзади, рядом, вблизи, вдали, подальше, вокруг.
Затем спрашиваю, где стоят дедушка, девочка, курочка? и т. д.
Ответ: (примерный) - Дедушка, девочка и курочка стоят вокруг подсолнуха; девочка стоит рядом с домом и т. д.
Дальше можно попросить детей задавать друг другу вопросы о том, стоит тот или иной предмет.
Подобные упражнения можно выполнять с машинами и гаражом.
7. На подносах у детей лежат кроме геометрических форм перевернутые картинки.
Логопед. Возьмите картонки и переверните их. Посмотрите, где на них нарисованы предметы и придумайте предложения со словами :
близко - далеко, вверху’ - внизу, слева - справа, высоко - низко.
Итог занятия. Вспомните, чем мы занимались на занятии. После ответов детей подвожу итог. Мы говорили ГДЕ находятся предметы.
ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: Словарная работа. Наречия, отвечающие на вопрос «Как?».
ЦЕЛЬ: Учить детей понимать и употреблять наречия.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. Момент. Сядет тот, кто ответит на мой вопрос, как дети ведут себя на занятиях? (тихо). Как занимаются? (старательно). Как играют? (дружно). Как рисуют? (красиво). Как мама разговаривает с дочкой? (ласково). Почему мы зимой одеваемся тепло? (потому что холодно). Почему мы летом одеваемся легко? (потому что тепло).
2. Теперь вы будете отвечать на вопрос «как?» полным предложением.
Как рычит лев? - Лев рычит громко, грозно.
Как прыгает заяц? - Заяц прыгает быстро.
Как чирикает воробей? - Воробей чирикает весело.
Как рисует воспитатель? - Воспитатель рисует красиво.
Как пищит мышка? - Мышка пищит тихо.
Как рычит собака на кошку? - Собака рычит на кошку сердито.
Как мама зовет сына? - Вовочка - ласково.
Как играют дети в нашей группе? - Дети играют дружно.
А как занимаются? - Дети занимаются старательно.
3. Закончи предложение словом наоборот.
Поезд идет медленно, а самолет летит. (быстро).
Ира ведет себя хорошо, а Миша. (плохо).
Летом жарко, а зимой. (холодно).
Надя говорит тихо, а Коля. (громко).t
Когда идет дождь на улице грязно, а дома. (чисто).
Ане было скучно, пришла к ней Маша и стало. (весело).
4. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).
Слова : тепло – холодно
морозно-жарко
глубоко-мелко
высоко-низко
прямо-криво
далеко-близко
широко-узко
тихо-громко
быстро-медленно
5. Образование наречий от прилагательных.
Логопед - Я вам буду говорить слово, которое отвечает на вопрос «какой?», а вы отвечать словом на вопрос «как?».
Например: Это хороший (какой) мальчик, он ведет себя хорошо (как, плохой (какой) - плохо (как)
Затем дети образуют наречия от прилагательных.
красивый – красиво
сладкий - сладко
кислый - кисло
грязный - грязно
тихий - тихо
чистый - чисто
высокий - высоко
далекий - далеко
близкий - близко
аккуратный - аккуратно
6. Дифференциация наречий от других частей речи.