Винокуренкова Светлана Викторовна
Консультация для воспитателей «ИКТ-компетентность современного педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства). В связи с этим появился новый термин – «электронная дидактика», под которым понимают теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для педагогов, обучающихся и администрации, для повышения качества образования. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.
Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.
Матричная структура ИКТ-компетенции, которую задают два измерения. Первое определяется подходами к информатизации организации, а второе – аспектами профессиональной компетентности педагога. В рамках трех подходов к информатизации определены требования к подготовке педагогов.
Применение ИКТ может быть следующим:
• использование средств ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами;
• использование в своей работе готовых электронных учебных материалов и различных веб-ресурсов;
• проведение с помощью средств ИКТ оценочных мероприятий;
• использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.
При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению образовательных организаций средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем обучающимся равный доступ к этим средствам.
Педагогу необходимо :
• владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области;
• уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации;
• рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса;
• использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем;
• использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня;
• уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;
• использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление;
• поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;
• создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».
Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.
Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.