Элина Марюшкина
Консультация для воспитателей «Формирование познавательной мотивации дошкольников»
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста.
Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребёнка самой природой. Развивать это стремление, закрепить его, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность – вот цель воспитания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование познавательной мотивации дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Прежде всего, необходимо создать соответствующую обстановку, необходимые условия для благоприятного развития, в которых тяга к познанию получает поддержку взрослых.
В процессе совместной образовательной деятельности руководствуюсь методическими рекомендациями:
1. Поддерживаю возникающее у ребёнка желание задавать вопросы.
2. Стимулирую проявление познавательного интереса. Это достигаю путём благожелательного отношения к вопросам детей.
3. Поддерживаю познавательную потребность у ребёнка. С этой целью использую игры, в которых постоянно поддерживаю интерес ко всему новому. Знания о вещах и предметах внешнего мира пропускаю через игру.
4) Использую безоценочность. Так как оценка взрослого способствует фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Я стремлюсь к развитию познавательной мотивации, поэтому акцентирую внимание на процессуальной стороне деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
Объединяющим началом для этих понятий является направленность ребёнка на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация познавательной активности.
Наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей со сверстником и взрослым, а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. .
Поэтому в совместной деятельности передаю ребенку не только средства, образцы и способы действия (значения, но и смысл деятельности. Считаю, что основной стратегией формирования познавательной мотивации является приобщение дошкольника к различным формам познавательной деятельности через его эмоциональную вовлеченность в эту деятельность и постепенная передача ребенку инициативы. Детям предоставляю возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
Тщательно продумываю этапы приобщения ребенка к новой для него деятельности.
1. Латентный этап.
2. Этап открытия нового предмета деятельности
3. Этап поддержки
4. Этап становления потребности.
Изначально познавательная задача существует для детей в скрытом, латентном виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждает к действиям.
На 2 этапе для достижения “открытия” нового предмета деятельности я стремлюсь разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными “волшебными” предметами и явлениями. Основная роль здесь принадлежит взрослому, который демонстрирует предметы и показывает их возможности.
Использую проблемную ситуацию, которая в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.).
Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе помогает:
привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
При выборе проблемной ситуации учитываю:
- доступность ситуации пониманию ребенка (формулирую проблему в известных терминах, чтобы все дети уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
- посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;
- формулировка должна заинтересовать детей (подбираю надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
- предлагаю варианты возможного выхода из предложенной ситуации: самостоятельное принятия решения, возможность посторонней помощи, нежелание выбора решения, собственный способ.
Когда дошкольник начинает демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступает с предложениями и новыми идеями, я перехожу к следующему этапу (3) формирования познавательной мотивации.
Этап поддержки составляю из игр и образовательной деятельности, требующих непосредственного активного участия самих детей (кубики различных модификаций, головоломки и др.).
Показываю возможности игрового материала, помогая ребенку справиться с возникающими трудностями, но в целом стараюсь сделать так, чтобы дошкольник работал самостоятельно. Использую разные коммуникативные ситуации (индивидуальные, групповые). Детей в группу или пару подбираю таким образом, чтобы они дополняли друг друга, то есть один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.
Когда ребенок самостоятельно выбирает, чем ему заняться, и предпринимает первые шаги по пути достижения намеченного, необходимо переходить к следующему этапу, который подразумевает самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребенка. На этом этапе (4) моя роль заключается в следующем: знакомлю со способами новой для дошкольника познавательной деятельности и оказываю помощь в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок.
На этапе становления обнаруживаются яркие индивидуальные предпочтения. Дети могут подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращаются к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставят перед собой новые задачи. Хочу отметить, что на последнем этапе дети выражают яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимаются с полюбившимися им материалами.
Работаю над формированием познавательной мотивации с детьми не только в непосредственно отведённое время по расписанию, но и в режимных моментах. Использую основной способ ее формирования - специально построенное общение со взрослым, развитие детского творчества, создание условий для детской активности, формирование интереса к окружающему миру. Применяю методы и приёмы, стимулирующие мыслительные способности: ситуации занимательности, опыты-эксперименты (формирование понятий : свет, вода, почва, воздух, познавательные игры, интеллектуальные эстафеты.
Передаю ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развиваю познавательные способности, но и формирую его отношение к этой деятельности. Выступаю как партнёр, к которому ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - наделяю смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогаю удержать мотивацию и направляю ребенка на решение задачи. Моё участие отражается - на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.
Таким образом, познавательная потребность заложена в ребёнке самой природой. Но её можно развить или, напротив, заглушить. Будучи развитой, она начинает играть роль мотива, постоянно побуждающего ребёнка расширять свои знания. Велика роль взрослого, который активно поддерживает любое проявление тяги детей к познанию.