Ирина Михальченко
Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание и формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Сенсорное воспитание и формирование элементарных математических представлений у дошкольников"
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. В программе по ФГОС формирование элементарных математических представлений у дошкольников входит в область познавательное развитие.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сенсорное воспитание и формирование элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются : количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве. Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка и также неразрывно связано с формированием элементарных математических представлений у дошкольников.
Основой умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание и ориентировка в окружающем мире. Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Также способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый, формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т. д., величины (большой, маленький, самый маленький, вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный, обоняния; времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето, эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево, эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием и развитием элементарных математических представлений стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
Во второй младшей группе продолжаем создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Закрепляем умения выделять их как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету. Учим детей ориентироваться в расположении частей своего тела и различать пространственные направления от себя: впереди — позади (сзади, вверху — внизу, справа (слева) — направо (налево). Учим ориентироваться в частях суток: день — ночь, утро — вечер. Продолжаем демонстрировать способы обследования предметов. Совершенствуем восприятие детей, активно включая все органы чувств.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Учить соотносить форму предмета с геометрическими фигурами. Расширять представления детей о частях суток, их последовательности. Объяснить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Обозначать словами положение предмета по отношению к себе («передо мной стол», «справа от меня дверь», «слева — окно», «сзади на полках — игрушки»).
В старшем дошкольном возрасте, знакомим детей с количественным составом числа из единиц на конкретном примере. Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей (на две, на четыре). Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, сверху, внизу, в середине). Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов («Я стою между Машей и Леной, за Никитой»). Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. Так в игре «Больница» - врач, проводя «медицинский осмотр» измеряет рост детей и кукол, употребляет такие выражения, как высокий и низкий. При организации игры в «Магазин» обращаем внимание на количественные отношения - один предмет покупаем, два или много. Используем здесь же предметы - заместители, например, в магазине могут быть, как конфеты или печенье – закрепляем форму, цвет, величину предметов. Благодаря математике дети применяют знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности в повседневной жизни. Например, во время накрывания столов, надо положить столько ложек, сколько тарелок. Выясняем, поровну ли ложек и тарелок. Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться. Наблюдая за небом, дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый и т. д. Постепенно в изобразительной деятельности ребенок усваивает цвета и оттенки. Воспитатель, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.
В конструктивной деятельности ребенок упражняется в различении формы, величины, пространственных отношений, свойств поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая); при выполнении движений под музыку различает темп, ритм, характер музыки. На занятии по лепке педагог обращает внимание детей младшего возраста на то, что пластилин мягкий, из него удобно лепить. Через чувственное восприятие ребенок усваивает понятия «твердый» и «мягкий». Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем строить тоннель», «Не поднимай это ведро: в нем песок, он очень тяжелый».
Таким образом, воспитатель использует различные возможности для осуществления сенсорного воспитания. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
В заключение можно сделать следующий вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.