Ольга Годованая
Консультация для воспитателей «Методика обучения дошкольников театрализованной деятельности»
▼ Скачать +Заказ
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства»,
г. Нижний Тагил Свердловской области.
Данная методическая разработка предназначена воспитателям и музыкальным руководителям ДОУ. Театрализованная деятельность переносит ребёнка в волшебный, красочный мри сказки, где сочетается реальность и вымысел. Дети верят персонажам и любят подражать тем героям, которые им больше всего нравятся. И задача нас, педагогов, раскрыть творческий потенциал ребёнка, воспитать творчески направленную личность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методика обучения дошкольников театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
«Театр-это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»
Б. М. Теплов
В современном обществе, в век информатики, наблюдается тенденция в том, что эмоционально-духовная сущность ребёнка начинает переходить во вторичную ценность, в то время, как все педагогические установки направляются, в первую очередь, на развитие мышления. Конечно, информация принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка : дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению, значительно реже стали восхищаться, удивляться и сопереживать. Всё чаще они проявляют чёрствость и равнодушие.
Перед нами, педагогами, возникают проблемы:
- Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
- Как заставить их душу трудиться?
- Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
- Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
Самый доступный путь к решению этих проблем-это путь через игру, фантазию, творчество. Всё это может дать ребёнку театр.
Мир театра – это страна реальных фантазий и доброй сказки, игра реальности и вымысла, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Одним словом, театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он и познаёт мир. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием детей.
Театрализованная игра-это разыгрывание в ролях определённого литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Её можно разделить на две основные группы:
Режиссёрская игра, когда действующими лицами являются определённые предметы. В этой игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «режиссёр и сценарист», управляет «артистами».
В режиссёрских играх используется (по Л. В. Артемовой) :
- настольный театр игрушки (используются самые разнообразные игрушки и поделки, устойчиво стоящие на столе и не создающие помех при передвижении);
- настольный театр картинок (персонажи и декорации – это картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывая интерес детей);
- стенд-книжка (последовательность и динамику событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи);
- фланелеграф (картинки или персонажи выставляются на экран. Их удерживает фланель. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно);
- теневой театр (для него необходим полупрозрачный экран, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним. Изображение можно получить и при помощи пальцев-рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием).
Игра –драматизацияв которойребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки (игры-импровизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сценка, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями). Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы (кукольный театр би-ба-бо) или атрибуты, которые одевает на пальцы. В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
Роль педагога в организации и проведении таких театрализаций очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно чёткие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить её в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребёнка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются; осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Педагог должен помнить следующие правила:
- при распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;
- один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;
- первые две-три репетиции проводятся только с чтением текста по ролям;
- репетировать пьесу надо по отдельным картинам, эпизодам или кускам пьесы.
Методическая работа с детьми по театральной деятельности строится поэтапно :
- дети коллективно воспроизводят текст сказки;
- одному ребёнку предлагается читать за всех персонажей сказки;
- дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. д.);
- осуществляется чтение сказки по ролям.
На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными. Т. Н. Доронова в книге «Играем в театр» предлагает следующие методы и приёмы :
Во второй младшей группе: имитация характерных движений и эмоций сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки ( выглянуло солнышко-дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладошки, запрыгали на месте).
Дети этого возраста выполняют определённые действия по тексту, который 2-3 раза читает педагог, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности (учится незаметно для себя). Дети с удовольствием перевоплощаются в знакомых персонажей, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу (образец показывает воспитатель). С этой целью рекомендуется проводить такие игры, как «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по произведениям А. Барто «Игрушки», «Котик и козлик» Жуковского, использовать потешки «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы.
Формирование интереса к театральным играм складывается у детей в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желание ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты начала и конца сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Педагог постепенно расширяет игровой опыт детей, последовательно усложняя игровые задания, в которые включается ребёнок.
В средней группе: участие детей в инсценировании песен, игр, сказок, где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме).Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки и выразительно его исполняет. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает детям.
Работа над ролью:
- педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.) и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
- анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
- подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котёнок-весёлый или грустный, как он выглядит? и т. п.).
В старшей и подготовительной группах: инсценировки по художественным произведениям, в которых роли исполняют дети; спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми; инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
В старшей группе совершенствуем художественно-образные исполнительские умения.
В подготовительной группе развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Дети шестого года жизни уже могут создать в своём воображении образ того персонажа, роль которого им предстоит исполнить. Начинать следует с подготовки атрибутов и костюмов для инсценировки. Проведение этого этапа рассчитано на целую неделю. Следующий этап целиком посвящается непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. В первую очередь педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, предлагая каждому из детей выбрать для себя роль.
После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
На основании общих характеристик героев, детей делят на несколько групп (смелые -решительные; добрые-заботливые; трусливые-хитрые, где каждая группа демонстрирует движения своих героев. Затем педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа также осуществляется по подгруппам. Вначале педагог предлагает каждому ребёнку выбрать соответствующую интонацию, а затем, как и при выборе движений, подводит детей к обобщённым представлениям о характере речи данного образа в целом (так, если персонаж смелый и решительный, то он, наверное, будет говорить громко, сопровождая свою речь жестами, глядя прямо в глаза говорящему). По окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог обязательно хвалит детей.
Таким образом, работа с детьми старшего возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т. п. Второе- целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приёмами грима и т. д.
Вооружая дошкольника элементарными приёмами актёрской техники, педагогу следует брать за основу театрализованной деятельности игру, которую следует осуществлять в виде специальных упражнений:
- упражнения на напряжение мышц (рубить дрова; нести тяжёлый чемодан; дотронуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать);
- упражнения на расслабление мышц (заснуть на стуле; смахнуть с рук капли воды);
- упражнения на развития воображения (передавать друг другу верёвку, представляя, что это змея).
Работу над ролью надо начинать:
- со знакомства с инсценировкой (о чём она, какие события в ней главные);
- со знакомства с героями инсценировки (где живут, как выглядит их дом, внешность, манера поведения, взаимоотношения друг с другом);
- распределения ролей между детьми;
- непосредственной работы над ролью: составление словесного портрета героя, анализ придуманных поступков героя; работа над текстом, движением, жестами, мимикой интонацией; подготовка костюма, наложение грима).
Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации. Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникает взаимопонимание, которое сохраняется на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.
Детский спектакль – это кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями большой работы. Это, вероятнее всего, одна из замечательнейших возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причём, уловить прекрасные моменты радости могут все: родители, наблюдавшие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает создать большие личности маленьких исполнителей.
Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр, значит там царит радость, удивление, восторг, фантазия и творчество.