Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающей, пространственно-развивающей среды в группе»

Анжела Богданова
Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающей, пространственно-развивающей среды в группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью

Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Публикация «Консультация для воспитателей „Создание здоровьесберегающей, пространственно-развивающей среды в группе“» размещена в разделах

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого прежде всего необходимо:

I. Нормативно-правовые документы, определяющие организацию развивающей среды :

1. Давыдов, В. А. Петровский «Концепция Дошкольного воспитания».

2. В. А. Петровский «Концепция построения развивающей среды»

3. Методическое письмо «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»

4. Временные гос. стандарты «Аттестация и гос. аккредитация ДОУ»

5. Методическое письмо Р. Б. Стеркиной «О психолого-педагогических требованиям к игрушкам в современных условиях».

6. Нормативы СанПиН.

7. «Программа от рождения до школы» под ред. Вераксы

II. Принципы построения развивающей среды по «Концепции построения развития В. А. Петровского» :

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Предполагает такое размещение оборудования и пособий, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для него, наличие в группе разновысокой мебели.

2. Принцип активности. Предполагает, что по сравнению с семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Должны быть созданы : физкультурный уголок, «стена творчества», уголок семьи. В качестве звукового дизайна желательны записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. п., все, что может успокаивать детей.

3. Принцип стабильности, динамичности. Предполагает, что в группе должен быть стабильный состав детей и воспитателей. Изменяться могут уголки в группе при постоянной смысловой целостности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Предполагает, что помещение группы должно быть поделено на зоны: физкультурную, музыкальную, театральную, «лабораторию», «кабинеты» (с играми, книгами, головоломками, творческие мастерские, конструкторские. Кухни, прачечные, «производственные» мастерские и др. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Отгораживать зоны можно с помощью напольных ширм, шкафов.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Предполагает, что цветовая среда должна быть яркой, но не переутомлять ребенка. Окружение должно давать разнообразные меняющиеся впечатления. Среда должна побуждать активность детей, но и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо. Для взрослых также должны быть созданы соответствующие условия.

6. Принцип открытости-закрытости. Предполагает открытость природе, способствующей единству Человека и Природы (организация «зеленых уголков»). Открытость культуре - знакомство с элементами культуры - «взрослой» живописью, литературой, музыкой, декоративно - прикладным искусством, региональными особенностями культуры. Открытость обществу – понятия «мой дом», участие родителей в жизни детского сада, семейные фотоальбомы. Открытость своего я - познание себя с помощью зеркал, своего внутреннего мира.

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает наличие в группе уголков для мальчиков и девочек.

1 пр. - для маленьких детей преобладает телесный контакт. С возрастом дистанция увеличивается.

4 пр. - маленьким детям даются только два понятия - добро и зло, в старшем возрасте понятий дается больше.

6пр. - для малышей все должно быть знакомо. Для старших детей могут появляться в развивающей среде различные «неожиданности»

7пр. - разграничение себя и других в младшем возрасте. Себя и детского сада, себя и мира в старшем возрасте.

III. Нормативные требования к здоровьесберегающей пространственно-развивающей среды в группах.

•В учебной зоне свет на столы должен падать слева.

•Высота размещения игрового дидактического материала - рост ребенка + вытянутая полусогнутая рука. Доска размещается на высоте 70-80 см от пола.

•В группе все должно быть доступно детям. Весь остальной материал, предназначенный для занятий должен храниться в спальне. В раннем возрасте в спальне должен быть мини-кабинет.

Среда должна быть максимально насыщенной.

•Дидактический материал должен соответствовать возрасту детей + 15% нового опережающего материала. Дидактический материал должен быть разной степени трудности.

•Зона спокойной деятельности должна соседствовать с зоной средней интенсивности, а зона средней интенсивности соседствовать с подвижной зоной.

•Игровое оборудование должно размещаться не по периметру групповой комнаты, а разделяться зоны деятельности.

•В группе должны быть предметы взрослого обихода (поломанные, принесенные родителями из дома) : миксеры, чайники, утюги, прихватки, скалки, доски, крышки.

• В группе должны быть уголки для двигательной активности и для отдыха.

•Один раз в 2 месяца среда должна реорганизовываться.

• Спортивный уголок нельзя размещать в спальне.

Должны быть предметы домашней обстановки: кресла, диваны, способствующие психологическому комфорту детей.

• Семейные фотоальбомы, паспорт группы, паспорт комнатных растений группы, паспорт растений участка, закрепленного за группой, гербарий, социальный паспорт (д/с с прилегающими улицами, отмечены места, где люди могут работать, места, где люди могут отдохнуть).

• Разнообразные алгоритмы - линейные и разветвленные.

«Полочка красоты», на которой размещается только один вид живописи, который изучается с детьми в данный момент (арттератшя).

Изоуголок и уголок книги должны располагаться около окна. Окно должно быть наполовину свободно от штор, чтобы в помещение поступало как можно больше естественного света и дети могли беспрепятственно подойти к окну и посмотреть в него.

Уголок книги должен содержать:

1 младшая группа - 3 книги в нескольких экземплярах;

2 младшая группа - до 5 книг;

средняя группа - 5-7 книг;

старший возраст - 12 книг (1-2 новые, выставка портретов, познавательной литературы, «полочка умных книг» (энциклопедии, атласы, справочники и т. д.).

•Соблюдение сезонности.

Уголок уединения с 1 младшей группы.

В раздевалке должна быть организована выставка детских работ. В природной зоне - календари природы.

При организации различных зон должен учитываться региональный компонент (знакомство с народами амурской области, произведениями живописи, музыки, литературы амурских авторов, местные костюмы, Красная книга, карта амурской области, животные и растения амурской области).

•Магнитная доска, фланелеграф, учебная доска.

•Все должно быть эстетично оформлено.

•В дидактических играх обязательно указываются название, цель игры, усложнение по уровням

В раннем возрасте не должны стоять высокие шкафы посредине группы.

Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности, быстрое сворачивание игры. Вот тогда необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов.

•В природной зоне может располагаться уголок грусти (уголок уединения, в котором может жить, например, друг-лесовичок (можно смастерить из шишек, которому ребенок может рассказать про свою грусть. Научите детей, что, если кто-то находится в этом уголке грусти, то ни дети, ни воспитатель ни должны ему мешать, ребенку необходимо дать возможность погрустить.

•В раздевалке можно разместить «коробку сокровищ», разделенную по секторам, предназначенных для определенных предметов: в один сектор складывать палочки, которые, в свою очередь можно так же поделить на длинные и короткие, толстые и тонкие; в другой сектор можно поместить листочки, которые также можно разделить по форме, размеру, цвету; в следующий сектор можно поместить всевозможные камушки, также разложив их по разным признакам. Вечером дети могут забрать свои сокровищ домой, а там они с мамой будут решать, что делать с ними дальше. А у вас решится вопрос, что делать с вещами в карманах детей, которые они приносят с прогулки.

•На каждого ребенка в группе должен быть «сундучок секретов» или «шкатулка с секретами, это может быть и какой-нибудь мешочек, где дети могут хранить свои секреты: это может быть и фотография с семьей ребенка, или игрушка из дома, любой фантик, который поможет ребенку в течение дня пережить разлуку с близкими. Сюда же ребенок может положить какой-либо рисунок, созданный им в течении дня в группе. Но в младшем возрасте, когда у вас в группе имеются такие

сундучки, шкатулки или мешочки необходимо смотреть, чтобы дети не прятали в них понравившиеся им в группе игрушки или чужие игрушки.

•В группе может быть «коробок находок», в который воспитатели, родители, дети приносят все необычное, что находят в окружающем мире и в природе, что может

быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может

быть коряга, красивый листочек, фантик, камушек, ракушка. Находку вы можете

рассматривать в этот же день, либо когда в коробке соберется несколько интересных

предметов.

«Уголок потерянных вещей». Он очень важен для воспитания собранности. Если кто увидит вещь лежит не на месте - сразу же несет в этот уголок, или положит вещи в карманчик, или повесит на руку чучела.

«Уголок добра». В одной группе может жить фея, которая видит все добрые дела детей и дарит им сердечки. В другой - ангел зажигает для детей звезды, в третьей группе - дерево с прозрачными мешочками, в которых появляются чудесные камешки. Итоги можно подводить ежедневно или еженедельно.

Главное в данном случае - умело руководить этим процессом, не использовать награду, как средство стимулирования хороших поступков ребенка напоказ.

А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь другу завязать шнурок, не обидеть муравья, помыть игрушки и

многое другое. Главное - вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку.

Когда вы вместе с ним подсчитаете, что у него накопилось много отметок за добрые дела. Эти кармашки могут размещаться на шкафчиках детей в раздевалке.

«Ниткограф» - фланелаграф (ковроланы). Внизу в кармашках поместить нитки, различные по длине, цвету, толщине, кусочки синтепона и драпа различных размеров и расцветов. Используя их дети могут выкладывать целые сюжетные картины,

сказки, ситуации, «рисуют» из ниток, кусочков синтепона и драпа целые картины.

•Начиная со средней группы, в группах должен быть «геоконт» - доска с гвоздиками, конечно, безопасными, на которых можно растянуть из разноцветных резиночек разные геометрические фигуры,

а потом узнать в этом произведении какой-то силуэт или предмет, придумать замысловатый узор и т. д.

Воспитатели вместе с детьми создают различные коллекции : семена цветов, злаков, овощных культур, морских камней, открытки с изображением животных и птиц, различные наклейки, вкладыши, кусочки тканей, добрых дел детей группы и т. д. Коллекционирование развивает умения систематизировать, обобщать, углублять познания.

В группах могут быть уголки «Здравствуй, я пришел». Фотография каждого ребенка на отдельном листе. Когда ребенок приходит в д/с, поворачивает фото передом, когда уходит - переворачивает.

Уголок может быть выполнен в виде курицы с цыплятами, утки с утятами и по-другому. Можно разместить на двери, расположенной между раздевалкой и группой.

• В старшем возрасте должны быть созданы мастерские, где дети могут разбирать и собирать поломанные часы разных размеров, миксеры и др.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Для этого в детском саду можно использовать физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.

Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

Ежегодно должна весись физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Наша задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.

Необходимо в каждой возрастной группе создать физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т. д).

Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.

Использование нестандартного оборудования, вносит элементы необычности, эти самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;

стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;

направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;

формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казённое помещение со шведской стенкой, мячами и полками.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно -оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОСПостроение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Создание развивающей среды в старшей группеСоздание развивающей среды в старшей группе Визитная карточка старшей группы "ПЧЕЛКИ"Группу посещают - детей Девочек – 11 Мальчиков – 14 Воспитатели: Пескова Светлана Николаевна Черная.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского садаСоздание предметно-развивающей среды в группе детского сада Организация раздевалок В раздевалке находится: - Стенд детских работ и выставка детского творчества - Стенд НОД; - «Информация для родителей».

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ. Здоровый образ жизни как главный фактор здоровьяСоздание здоровьесберегающей среды в ДОУ. Здоровый образ жизни как главный фактор здоровья Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья. Сохранение и укрепление здоровья детей является основной задачей дошкольных учреждений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающей, пространственно-развивающей среды в группе»
Опубликовано: 11 апреля 2023 в 00:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающей, пространственно-развивающей среды в группе»» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Богданова (УИ 361435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД