Анжела Богданова
Консультация для воспитателей «Создание здоровьесберегающей, пространственно-развивающей среды в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Эта проблема актуальна для ДОУ, так как воспитанники при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой и спортивной площадках, могут принести вред своему здоровью
Основная задача в работе ДОУ — охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание здоровьесберегающей, пространственно-развивающей среды в группе“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.
Для этого прежде всего необходимо:
I. Нормативно-правовые документы, определяющие организацию развивающей среды :
1. Давыдов, В. А. Петровский «Концепция Дошкольного воспитания».
2. В. А. Петровский «Концепция построения развивающей среды»
3. Методическое письмо «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»
4. Временные гос. стандарты «Аттестация и гос. аккредитация ДОУ»
5. Методическое письмо Р. Б. Стеркиной «О психолого-педагогических требованиям к игрушкам в современных условиях».
6. Нормативы СанПиН.
7. «Программа от рождения до школы» под ред. Вераксы
II. Принципы построения развивающей среды по «Концепции построения развития В. А. Петровского» :
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Предполагает такое размещение оборудования и пособий, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для него, наличие в группе разновысокой мебели.
2. Принцип активности. Предполагает, что по сравнению с семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Должны быть созданы : физкультурный уголок, «стена творчества», уголок семьи. В качестве звукового дизайна желательны записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и т. п., все, что может успокаивать детей.
3. Принцип стабильности, динамичности. Предполагает, что в группе должен быть стабильный состав детей и воспитателей. Изменяться могут уголки в группе при постоянной смысловой целостности.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Предполагает, что помещение группы должно быть поделено на зоны: физкультурную, музыкальную, театральную, «лабораторию», «кабинеты» (с играми, книгами, головоломками, творческие мастерские, конструкторские. Кухни, прачечные, «производственные» мастерские и др. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Отгораживать зоны можно с помощью напольных ширм, шкафов.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Предполагает, что цветовая среда должна быть яркой, но не переутомлять ребенка. Окружение должно давать разнообразные меняющиеся впечатления. Среда должна побуждать активность детей, но и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо. Для взрослых также должны быть созданы соответствующие условия.
6. Принцип открытости-закрытости. Предполагает открытость природе, способствующей единству Человека и Природы (организация «зеленых уголков»). Открытость культуре - знакомство с элементами культуры - «взрослой» живописью, литературой, музыкой, декоративно - прикладным искусством, региональными особенностями культуры. Открытость обществу – понятия «мой дом», участие родителей в жизни детского сада, семейные фотоальбомы. Открытость своего я - познание себя с помощью зеркал, своего внутреннего мира.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает наличие в группе уголков для мальчиков и девочек.
1 пр. - для маленьких детей преобладает телесный контакт. С возрастом дистанция увеличивается.
4 пр. - маленьким детям даются только два понятия - добро и зло, в старшем возрасте понятий дается больше.
6пр. - для малышей все должно быть знакомо. Для старших детей могут появляться в развивающей среде различные «неожиданности»
7пр. - разграничение себя и других в младшем возрасте. Себя и детского сада, себя и мира в старшем возрасте.
III. Нормативные требования к здоровьесберегающей пространственно-развивающей среды в группах.
•В учебной зоне свет на столы должен падать слева.
•Высота размещения игрового дидактического материала - рост ребенка + вытянутая полусогнутая рука. Доска размещается на высоте 70-80 см от пола.
•В группе все должно быть доступно детям. Весь остальной материал, предназначенный для занятий должен храниться в спальне. В раннем возрасте в спальне должен быть мини-кабинет.
•Среда должна быть максимально насыщенной.
•Дидактический материал должен соответствовать возрасту детей + 15% нового опережающего материала. Дидактический материал должен быть разной степени трудности.
•Зона спокойной деятельности должна соседствовать с зоной средней интенсивности, а зона средней интенсивности соседствовать с подвижной зоной.
•Игровое оборудование должно размещаться не по периметру групповой комнаты, а разделяться зоны деятельности.
•В группе должны быть предметы взрослого обихода (поломанные, принесенные родителями из дома) : миксеры, чайники, утюги, прихватки, скалки, доски, крышки.
• В группе должны быть уголки для двигательной активности и для отдыха.
•Один раз в 2 месяца среда должна реорганизовываться.
• Спортивный уголок нельзя размещать в спальне.
• Должны быть предметы домашней обстановки: кресла, диваны, способствующие психологическому комфорту детей.
• Семейные фотоальбомы, паспорт группы, паспорт комнатных растений группы, паспорт растений участка, закрепленного за группой, гербарий, социальный паспорт (д/с с прилегающими улицами, отмечены места, где люди могут работать, места, где люди могут отдохнуть).
• Разнообразные алгоритмы - линейные и разветвленные.
• «Полочка красоты», на которой размещается только один вид живописи, который изучается с детьми в данный момент (арттератшя).
Изоуголок и уголок книги должны располагаться около окна. Окно должно быть наполовину свободно от штор, чтобы в помещение поступало как можно больше естественного света и дети могли беспрепятственно подойти к окну и посмотреть в него.
Уголок книги должен содержать:
1 младшая группа - 3 книги в нескольких экземплярах;
2 младшая группа - до 5 книг;
средняя группа - 5-7 книг;
старший возраст - 12 книг (1-2 новые, выставка портретов, познавательной литературы, «полочка умных книг» (энциклопедии, атласы, справочники и т. д.).
•Соблюдение сезонности.
Уголок уединения с 1 младшей группы.
В раздевалке должна быть организована выставка детских работ. В природной зоне - календари природы.
При организации различных зон должен учитываться региональный компонент (знакомство с народами амурской области, произведениями живописи, музыки, литературы амурских авторов, местные костюмы, Красная книга, карта амурской области, животные и растения амурской области).
•Магнитная доска, фланелеграф, учебная доска.
•Все должно быть эстетично оформлено.
•В дидактических играх обязательно указываются название, цель игры, усложнение по уровням
В раннем возрасте не должны стоять высокие шкафы посредине группы.
Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить снижение эмоционального фона, речевой активности, быстрое сворачивание игры. Вот тогда необходимо внести атрибуты для разворачивания новых сюжетов.
•В природной зоне может располагаться уголок грусти (уголок уединения, в котором может жить, например, друг-лесовичок (можно смастерить из шишек, которому ребенок может рассказать про свою грусть. Научите детей, что, если кто-то находится в этом уголке грусти, то ни дети, ни воспитатель ни должны ему мешать, ребенку необходимо дать возможность погрустить.
•В раздевалке можно разместить «коробку сокровищ», разделенную по секторам, предназначенных для определенных предметов: в один сектор складывать палочки, которые, в свою очередь можно так же поделить на длинные и короткие, толстые и тонкие; в другой сектор можно поместить листочки, которые также можно разделить по форме, размеру, цвету; в следующий сектор можно поместить всевозможные камушки, также разложив их по разным признакам. Вечером дети могут забрать свои сокровищ домой, а там они с мамой будут решать, что делать с ними дальше. А у вас решится вопрос, что делать с вещами в карманах детей, которые они приносят с прогулки.
•На каждого ребенка в группе должен быть «сундучок секретов» или «шкатулка с секретами, это может быть и какой-нибудь мешочек, где дети могут хранить свои секреты: это может быть и фотография с семьей ребенка, или игрушка из дома, любой фантик, который поможет ребенку в течение дня пережить разлуку с близкими. Сюда же ребенок может положить какой-либо рисунок, созданный им в течении дня в группе. Но в младшем возрасте, когда у вас в группе имеются такие
сундучки, шкатулки или мешочки необходимо смотреть, чтобы дети не прятали в них понравившиеся им в группе игрушки или чужие игрушки.
•В группе может быть «коробок находок», в который воспитатели, родители, дети приносят все необычное, что находят в окружающем мире и в природе, что может
быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может
быть коряга, красивый листочек, фантик, камушек, ракушка. Находку вы можете
рассматривать в этот же день, либо когда в коробке соберется несколько интересных
предметов.
•«Уголок потерянных вещей». Он очень важен для воспитания собранности. Если кто увидит вещь лежит не на месте - сразу же несет в этот уголок, или положит вещи в карманчик, или повесит на руку чучела.
•«Уголок добра». В одной группе может жить фея, которая видит все добрые дела детей и дарит им сердечки. В другой - ангел зажигает для детей звезды, в третьей группе - дерево с прозрачными мешочками, в которых появляются чудесные камешки. Итоги можно подводить ежедневно или еженедельно.
Главное в данном случае - умело руководить этим процессом, не использовать награду, как средство стимулирования хороших поступков ребенка напоказ.
А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь другу завязать шнурок, не обидеть муравья, помыть игрушки и
многое другое. Главное - вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку.
Когда вы вместе с ним подсчитаете, что у него накопилось много отметок за добрые дела. Эти кармашки могут размещаться на шкафчиках детей в раздевалке.
•«Ниткограф» - фланелаграф (ковроланы). Внизу в кармашках поместить нитки, различные по длине, цвету, толщине, кусочки синтепона и драпа различных размеров и расцветов. Используя их дети могут выкладывать целые сюжетные картины,
сказки, ситуации, «рисуют» из ниток, кусочков синтепона и драпа целые картины.
•Начиная со средней группы, в группах должен быть «геоконт» - доска с гвоздиками, конечно, безопасными, на которых можно растянуть из разноцветных резиночек разные геометрические фигуры,
а потом узнать в этом произведении какой-то силуэт или предмет, придумать замысловатый узор и т. д.
Воспитатели вместе с детьми создают различные коллекции : семена цветов, злаков, овощных культур, морских камней, открытки с изображением животных и птиц, различные наклейки, вкладыши, кусочки тканей, добрых дел детей группы и т. д. Коллекционирование развивает умения систематизировать, обобщать, углублять познания.
В группах могут быть уголки «Здравствуй, я пришел». Фотография каждого ребенка на отдельном листе. Когда ребенок приходит в д/с, поворачивает фото передом, когда уходит - переворачивает.
Уголок может быть выполнен в виде курицы с цыплятами, утки с утятами и по-другому. Можно разместить на двери, расположенной между раздевалкой и группой.
• В старшем возрасте должны быть созданы мастерские, где дети могут разбирать и собирать поломанные часы разных размеров, миксеры и др.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Для этого в детском саду можно использовать физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
Задача укрепления здоровья, одна из приоритетных направлений в работе детского сада. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
2) особенностей его эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
Ежегодно должна весись физкультурно - оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).
На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Наша задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
Необходимо в каждой возрастной группе создать физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т. д).
Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений.
Использование нестандартного оборудования, вносит элементы необычности, эти самым вызывая интерес, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.
Движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:
создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому развитию, было оформление зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казённое помещение со шведской стенкой, мячами и полками.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно -оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.