Елена Лапшина
Консультация для воспитателей «Содержание познавательно — математической деятельности в режиме дня»
▼ Скачать + Заказать документы
«Содержание познавательно – математической деятельности
в режиме дня»
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того,чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу (имеется ввиду даже не количество накопленных знаний,а именно готовность к мыслительной деятельности,зрелость ума,тем успешнее,а значит,счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода-школьного детства. Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщение его к активной,целенаправленной, результативной деятельности. Сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и пополняется благодаря расширению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным использование схем, моделей, обобщенных понятий. На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Содержание познавательно — математической деятельности в режиме дня“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Конспекты
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.
Слайд 1
Целью педагогической работы по формированию математических представлений является:
- накопление, обогащение и упорядочивание математических представлений;
- овладение способами оперирования знаниями, переноса их в сходные и нестандартные ситуации;
- развитие мышления, умение анализировать, рассуждать, делать выводы.
В процессе образовательной работы необходимо направить усилия на совершенствование у ребенка представлений об окружающем, развитие у него умственных способностей, и любознательного интереса. Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях. В процесс обучения математики включаются предметные действия с разными объектами, обеспечивается чувственная основа для формирования знаний и представлений, а так же различные виды детской деятельности для практического применения математических знаний.
В комплексном подходе квоспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны,эмоционально захватывают детей. А процесс решения поискового ответа, основанный на интересе к задаче,невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим содержанием дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, что в конечном результате приводит к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желание проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
В образовательной программе «Детство» все содержание познавательно-математического развития заложено в образовательной области Познавательное развитие в разделе «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем».
Слайд 2
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. (выдержка изФГОС часть 2 статья 2.6).
Все методы и приемы, дидактические средства подчинены основной цели – развитию познавательно – творческих способностей. Формирование у детей умения использовать приобретенные знания в новых бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения.
Освоение математического содержания предполагает овладение многочисленными практическими и логическими действиями.
Слайд 3
В результате чего дети знакомятся со средствами (эталоны,форма,мерка,цвета, представлениями (образы предметов, их связи,модели, речь) и способами познания (уравнениеи сравнение).
Все это реализуется во всех блоках учебно- воспитательного процесса через разные дидактические средства: учебные пособия, дидактические, развивающие, сюжетные игры, учебно – познавательные книги, рабочие тетради и т. д.
Слайд 4
Становление логико – математического опыта ребенка успешно осуществляется в трех основных сферах его деятельности :
1. В повседневных видах детской деятельности. Актуализация доступных ребенку связей, зависимостей, закономерностей в ходе выполнения режимных моментов, участия в труде, художественных видах деятельности.
2. В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.
3. В познавательно-игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение представлений, умений, расширение области их применения и преобразования.
Важное место в обучении дошкольников отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для ребенка-способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, величину, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах,об отношениях между ними,о геометрических фигурах,временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности,внимания,памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность в них; совершенствуется понимание отношений и причинно-следственных взаимосвязей между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу,сравнению,обобщению,классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствоваться правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательный, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.
Усвоение математических представлений с помощью дидактических игр будет результативным только при максимальном участии каждого ребенка в учебно – игровой деятельности. Нередко фронтальные формы, когда все участники игры получают одинаковые задания, а единственный ответ озвучивает у доски только один ребенок, становятся малоэффективными, не позволяют педагогу проконтролировать индивидуальное выполнение детьми игровых заданий. Дети при этом имеют возможность незаметно для педагога копировать работу товарищей, усваивают стереотипы, перестают стремиться к осознанному, самостоятельному и творческому выполнению игровых заданий.
Слайд 5-6
Преодолеть возникающий формализм в использовании дидактических игр возможно несколькими способами.
1. Использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного и счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает играющего к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируется вариантность в решении познавательных задач, показываются особенности общего и частного подходов в их реализации.
2. Введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчество и изобретательность.
3. Работа детей с индивидуальными карточками. В этом случае, выполняя общую игровую задачу одновременно с другими детьми (отсчитывать столько же игрушек, сколько предметов на карточке, ребенок выполняет индивидуальное задание, так как исходное условие (количество предметов на его карточке) у каждого участника игры будет персональным. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты другихдетей (пересчитать предметы на своей картинке, отсчитать столько же игрушек, сколь предметов на этой картинке, обозначить количество отложенных игрушек соответствующей цифрой). Результаты определяются исходными условиями и правильностью выполнения каждого этапа игрового задания. Познавательная активностьребенка в этом случае направлена не на поиск (лазейки, подглядывания, заимствования у другого, что не редко можно наблюдать у детей, а на самостоятельное выполнение задания и получение ответа. Через некоторое время, исчерпав возможности работы с данным комплектом карточек, дети обмениваются наглядным материалом с товарищами. Игра продолжается далее. Такие обмены нагляднымматериалом могут происходить в игре двух – трехкратно, поддерживать интерес и сохранять познавательную активность детей.
4. Организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются ролями. Тот кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.
В игровой паре так называемая «учебная плотность» становится высокой, что оправдывает затраченное время. В течении всей игры один участник активен, так как он придумываеторигинальное задание и стремится его сформулировать так, чтобы оно было понятно партнеру. Другой играющий, которому адресованозадание, самостоятельно находит ответ, ему никтоне можетподсказать. Каждому ребенкув такой игровой паре необходимо достойно выполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера и избежать его критики
5. Организация игрового общения детей в малых группах по три - четыре человека. Объединять детей в одну игровую команду может сам результат выполненного задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, найти «домик» с заданными свойствами (с четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнерами и продолжают дальше совместные игровые действия. Малая группа может образоваться также и по выбранному символу. Например, до начала занятия каждый ребенок получает конверт и, вскрыв его, обнаруживает определенную фигуру,бантик, цветную фишку. Дети, получившие одинаковые символы,собираются в игровую команду. Ведущий в такой малой группе определяется с помощью считалки.
6. Организация игры со всей группой детей одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный ведущим, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, как это не редко бывает, а все дети в порядке игровой очередности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнося ответ хором. Такая организация игры поддерживает у детей игровую и интеллектуальную активность в том случае, если используются лаконичные ответы, «штрафы» или выбывание за оплошности.
7. Поддержание оживленного (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Во время игры бывают неуместны развернутые ответы, долгие раздумья или обстоятельные объяснения, необоснованные паузы.
Если игра проводится впаре или малой группе, сами играющие задают темп. Педагог может похвалой или доброжелательными комментариями одобрить или откорректировать процесс и темп игры отдельной команды.
Когда игра проводится со всем коллективом детей, целесообразно всем находиться в кругу. В этом случае возможно использование темпообразующего атрибута, которым может стать небольшая мягкая игрушка, передаваемая от одного ребенка к другому. Таймер, песочные или водяные часы, звуковые сигналы и другие средства тоже поддерживают необходимый темп.
8. Создание у детей радостного настроения во время игры. Улыбки, жесты, аплодисменты, совместные переживания создают эмоциональную атмосферу, которая поддерживает интерес детей к обучению.
РППС: центр познавательной активности (развитие математических представлений, центр настольно - печатных и развивающих игр.
Младший возраст
- Игры с дидактическими игрушками – матрешками, башенками, предметами;
- Настольные игры скартинками, мозаика, кубики и т. д. Ребенок учится принимать игровую задачу: разбирать и собирать игрушки в правильной последовательности (пирамидки, матрешки); называть цвет, форму, размер. Сравнение двух предметов, составление пар. Действия в соответствии с игровой задачей (положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому – маленькую). Развитие умения разговаривать с воспитателем по ходу игры : о названии предмета, о его цвете, размере.
Вторая младшая группа. Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами. Совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками. Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форма); выделять в предмете несколько признаков: его назначение, части, материал; различать «правильные» и «неправильные» предметы.
Средняя группа. Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами. Совместное с воспитателем участие в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. д., группировку предметов на основе общих признаков (это – посуда, здесь ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составление целого изображения из 6-8 частей; выстраивание «ряда» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте, интенсивности цвета и т. д.); составление простого плана – схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Найди по схеме», «Волшебные знаки»). Освоение способов планирования своей поисковой игровой деятельности, реализация образов воображения (развивающие игры «Сложи узор», «Точечки», «Уголки» и т. д.).
Старшая группа. Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и правилами.
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам, установление сериационных рядов по разным основаниям, на группировку объектов на основе существенных признаков (живое – неживое; домашние животные – дикие животные). Игры на узнавание предметов по описанию, по вопросам («Угадай, что задумали»; «Вопрос – ответ»). Составление целого из частей (10-12 частей). Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам («Найти путь к домику»; «Найти клад по схеме»). Интеллектуальные, развивающие игры («Геоконт», «Волшебный квадрат»).
Подготовительная группа. Дидактические и развивающие игры. Игры с готовым содержанием и правилами.
Игры на составление целого из частей, от 10-12 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Собери волшебный узор»). Игры на освоение отношений «Целое – часть» : «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Шнур затейник». Игры на группировку предметов и объектов на основе существенных признаков (живое – неживое, домашние и дикие животные, на разбиение совокупности объектов по группам одновременно по 2-3 присущим им свойствам (цвет, форма, размер) : «Сложи в корзину», «Заполни ячейки». Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общие и отличное». Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Разложи по яркости цвета», «Установи порядок». Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди что пропущено», «Догадайся, кто спрятался». Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам («Угадай, что задумали?», «Задай вопрос и узнай»). Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам («Найди клад по схеме», «Лабиринт»). Игры на плоскостное моделирование: головоломки «Чудесный круг», «Три кольца». Игры на объемное моделирование: «Кубики – затейники», «Собирай-ка». Игры на осуществление контрольно – проверочных действий: «Исправь ошибки», «Путаница».
Используемая литература
1. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.
2. А. М. Леушина Формирование элментарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - Москва «Просвещение 1974».
3. План-программа педагогического процесса в детском саду, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.
4. Е. В. Сербина Математика для малышей /Е. В. Сербина. – М. : Просвещение, 1992г.
5. А. А. Смоленцева Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева. - М. : Детство-Пресс, 2002г.
6. Т. Г. Соболева, О. Н. Кулакова педагогический совет Дошкольного учреждения в современных условиях: опыт, проблемы, решения. – Волгоград: «Учитель, 2013».