Ткаченко Юлия Владимировна
Консультация для воспитателей «Система экологического воспитания детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Система экологического воспитания детей в детском саду»
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа остро реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами.
Воспитание бережного отношения к природе нужно начинать раннего детства. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Цель: формирование у дошкольников экологической культуры,экологического мировоззрения, привитие навыков практической природоохранной работы с применением современных методов и форм экологического воспитания.
1. Анализ экологической среды дошкольного образовательного учреждения и условий для здорового образа жизни детей.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детейосознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачамиэкологического воспитания в детском саду являются :воспитание чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду; формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; средствами природы воспитаниеэстетических и патриотических чувств; воспитание у детей заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
Необходимым условием экологического воспитания дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ.
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида расположен в микрорайоне Жуковского. Здание типовое, двухэтажное. Рядом находится жилые дома, школа, лесопосадка, водоем.
В ДОУ создана экологическая развивающая среда как совокупность средствэкологического воспитания и обучения, что и выступает одним из главных условий формирования экологической культуры дошкольников.
В каждой группе созданы уголки природы, содержание которых соответствуют возрастным особенностям детей, требованиям основной образовательной программы ДОУ и САНПИНов.
Педагог на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Уголок природы позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения.
Огород на окне (растения, которые выращиваются в нем зимой, ребята с удовольствием, пересаживают их на огород на территории ДОУ, где продолжают наблюдать за их ростом и ухаживать за ними)
Уголки экспериментальной опытнической деятельности.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процесседетского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Дидактические игры, модели и пособия экологического характера способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника. Создание моделей и пособий активизирует деятельность детей.
Библиотека с подборкой книг и журналов, природоведческого характера. В эту подборку включены книги, помогающие расширить экологические знания и кругозор дошкольника. Время от времени организуются выставки книг, созданных руками детей.
На территории дошкольного учреждения созданы внешние природные зоны (сад, огород,экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая"). Здесь организуются наблюдения за растениями и птицами в естественных условиях, выясняется значение агротехнических мероприятий и деятельности взрослых для улучшения условий жизни растений и птиц, вырабатываются навыки ухода за ними. Все это способствует расширению и углублению знаний дошкольников о природе, позволяет переносить теоретические знания на практику.
Педагогами организуется исследовательская и природоохранная деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.
Создана система взаимодействия с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием : периодически оформляются стенды сэкологическим содержанием, организуются совместные мероприятия (выставки поделок из природного материала, туристические прогулки, экологические акции и другие)
Дети, совместно с педагогами и родителями оформляют гербарий лекарственных растений.
В группах с целью охраны здоровья воспитанников администрацией ДОУ организуется контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм (соответствующее освещение, расстановка мебели и её маркировка в соответствии с ростом, график уборки, проводится мониторинг здоровья воспитанников, экологический мониторинг питания (в соответствии с десятидневным меню с соблюдением норм калорийности, способа транспортировки продуктов и их хранение, анализ экологических условий ДОУ (нами составлен экологический паспорт).
В методическом кабинете дошкольного учреждения имеется методическая и художественная литература, перспективные планы и конспекты различных видов деятельности детей и педагогов с детьми по экологическому воспитанию дошкольников разных возрастных групп, гербарии растений, наглядный материал, образцы оформления групповых уголков природы и т. д.
2. Воспитание экологической культуры детей и взрослых.
В работе с детьми и с родителями по воспитанию экологической культуры педагогический коллектив применяет разнообразные формы и методы.
Проводится акция «Чудеса из мусорной корзинки»
Участие в районной выставке «Дары природы», где представлены поделки из природного материала, созданные детьми совместно с родителями.
Задачи по экологическому воспитанию эффективно решаются через проектную деятельность.
В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, преодолевают их.
В нашем дошкольном учреждении реализовывались экологические проекты.
«Лекарственные растения»
Цель проекта – Закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям.
«Растения летнего луга»
Цель проекта – Расширять представления детей о растениях, их роли в жизни человека. Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
«Вода вокруг нас»
Цель проекта – Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле
«Деревья – наши верные друзья»
Цель проекта – поддерживать естественный интерес к природе, сформировать исследовательские способности в процессе изучения
«Огород на окне»
Цель проекта - Расширять представление детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на окне.
«Волшебница-вода»
Цель проекта – экологическое воспитание детей, развитие интереса и познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Таким образом, использование многообразия форм и методов работы, познавательно-практического интереса ребенка, потенциала его мышления дает возможность формирования у детей гуманного познания мира природы. Дошкольник вооружаетсясистемой экологических знаний, приобретает практический опыт, учится познавать мир прекрасного и пробует свои силы в его сохранении и умножении.
3. Взаимодействие МБДОУ с социумом по вопросам экологического воспитания дошкольников.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:взаимодействие с учреждениями здравоохранения; работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
Наша система работы по формированию основ экологической безопасности у детейдошкольного возраста, прежде всего направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в техэкологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время.