Баранова Нина Ивановна
Консультация для воспитателей «Школа мяча» в системе занятий по физическому развитию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Школа мяча» в системе занятий по физическому развитию дошкольников.
Баранова Нина Ивановна
Публикация «Консультация для воспитателей „Школа мяча“ в системе занятий по физическому развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
До сих пор люди не могут точно сказать: где и когда появился первый в мире мяч. Археологи и наше время находят на раскопках древних городов предметы, отдаленно напоминающие по внешним данным современные мячи. Из древних летописных источников стало известно, что мячи плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивали травой и опилками.
Первые действия с мячом у разных народов носили культовый характер. Их использовали при ритуалах жрецы и жрицы, хранители в храмах. Прошло много веков, и человек превратил мяч в средство психофизического воздействия на организм.
В истории появления мяча есть один интересный исторический факт. Однажды, проходя мимо мясной лавки, римский учитель гимнастики Атциус обратил внимание на огромный бычий пузырь, висевший над входной дверью. Хозяин лавки надул пузырь, чтобы просушить его. Атциус, глядя на пузырь, невольно сравнил его с шаром. Учитель гимнастики надул воздухом один из купленных пузырей, затем обшил его чехлом из кожи. Получился правильный шар, легкий и удобный. С тех пор прошло более 2 тысячи лет, но на протяжении многих веков мяч по-прежнему остается самым любимым развлечением для всех, и взрослых и малышей.
На Руси мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях их плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы и ивы. Эти мячи были легкими, так как внутри они были практически пустыми. И уже в наше время современный мяч приобрел такие формы, которые рассчитываются с помощью компьютерных технологий, испытываются на новейшей аппаратуре, а вес и диаметр его строго контролируются специалистами.
Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Игра позволяет соединить воедино физическое и психическое развитие ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное. Впервые годы жизни ребенка мячи (шары) в показах взрослого используются как развлечение, забава. Малыш является пассивным наблюдателем за происходящим. В возрасте 6 месяцев ребенок пытается производить простейшие действия с мячом: перекладывает из руки в руку, берет мяч обеими руками и т. п. теперь мяч выступает как средство игры. В дошкольном детстве мяч становится самым популярным спортивным инвентарем на занятиях по физической культуре. Он превращается в «орудие выявления и источник развития : ребенок в целом как личность находит впервые в движениях, в действиях путь к самоутверждению, к признанию себя и своих сил» (Е. А. Аркин (1968).
В дошкольных учреждениях мяч, это не только любимая игрушка детей, но и необходимый элемент спортивных игр (футбол, минибаскетбол, волейбол, гольф, теннис, хоккей на траве и т. д.). Первое знакомство с мячом является важнейшей формой психофизического развития ребенка. Игровая деятельность с мячами преобразуется в обучающую и даже оздоровительную. Бросание и ловля мяча, метание в горизонтальную и вертикальную цели укрепляют мышцы плечевого пояса, туловище, мелкие мышцы рук, способствуют развития глазомера, меткости. Они положительно влияют на развитие у детей координации движений и мелкой моторики рук. Подвижные игры, в которых главным персонажем становится мяч, воспитывают у малышей самостоятельность, ловкость, находчивость.
Насколько современными сегодня кажутся слова педагога прошлого Ф. Фребеля: «Мяч есть нечто такое, что в единении с наклонностью ребенка к деятельности, благодаря своей бесконечной подвижности и разнообразию своего применения постоянно и всевозможными способами побуждает ребенка к игре… мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения является первой и самой важной игрушкой…у ребенка каждая рука в отдельность и обе вместе устроены как бы специально для того, чтобы обнять собою, заключить в себя шар или мяч… удерживая в своей руке мяч с ранних пор, учась владеть им, у ребенка укрепляются мускулы пальцев, кисти руки и всей руки, а также происходит надлежащее развитие и усовершенствование руки и пальцев, прежде всего в целях самостоятельного обращения с самим мячом, а потом и в целях правильного и надлежащего обращения с другими вещами…»
В системе дошкольного обучения по программе «Школа мяча» дети осваивают навыки владения мячом через игровую деятельность. Объяснение педагога сопровождается показом и выполнением необходимых действий с мячом. Малыши благодаря приему подражания оказываются вовлеченными в совместное игровое действо. В дошкольном возрасте в восприятии ребенка доминирующую роль играют чувственные, зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение должно сопровождаться наглядным показом и многократным повторением самых простых действий. Чем проще и доступнее будет объяснение педагога, тем прочнее будут двигательные навыки малышей. Положительный эффект в работе «Школы мяча» достигается благодаря использованию на занятиях разнообразных видов мячей: от малого до большого, от набивного до массажного, от хоппов до ортопедических фитболов. Такое многообразие позволяет не только решать образовательные задачи на занятиях по физической культуре, но и постоянно поддерживать интерес детей, их любознательность и творческую фантазию. Со временем малыши начинают олицетворять мяч с живыми и неживыми предметами. Выполняя упражнения с мячом, дети чувствуют мяч, а это, в свою очередь, позволяет вырабатывать у них уверенность и находчивость.
В настоящее время Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает использование «Школы мяча» на занятиях по физической культуре. Основная задача «Школы мяча» - формирование у детей многообразия действий с мячом. Обучение в «Школе мяча» строится по иерархической лестнице: от простого к сложному, от контролируемого к самостоятельному. Обучение навыкам владения мячом состоит их трех этапов:
1. Начальный или подготовительный этап. Основной его задачей является развитие у детей координации движений, умения следить за траекторией полета мяча, выработки быстрой ответной реакции на летящий мяча. На этом этапе дети учатся простейшим действиям с мячом.
2. Этап углубленного разучивания. Главная его задача – сделать действия детей направленными, осознанными. В этот период дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом.
3. Этап закрепления и совершенствования (основной). На этом этапе дети закрепляют полученные знания и навыки владения мячом, используя их в проведении спортивных игр и эстафет.
В соответствии с образовательной программой обучение дошкольников навыкам владения мячом включается в основную часть занятий по физической культуре с детьми в возрасте 3-4 лет.
Однако, учитывая недостаточность двигательного опыта в основных движениях, процесс обучения детей данной возрастной категории строится на использовании подвижных игр, в которых внесены элементы спортивных игр с мячом. Для детей в возрасте 3-4 года интересны игры, в которых создается воображаемая ситуация, а предмет (мяч) становится основным персонажем.
Игра «Колобок».
Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.
Игра «Горячая картошка»
Цель игры: учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.
Игра «Акула».
Цель игры: учить детей катать мяч в заданном направлении и ловко от него увертываться.
Для детей старшего возраста наиболее эффективной формой обучения по программе «Школа мяча» являются специальные организованные занятия в спортивном зале и на площадке детского сада. Как правило, такие занятия строятся в соответствии с общими принципами структуры физического занятия, но состоят обычно только из упражнений и игр с мячом. «Школа мяча» на этой возрастной ступени подготавливает детей к усвоению техники владения мячом, как инвентаря спортивных игр. Дошкольники осваивают технику передачи и ловли мяча, ведения и бросков в корзину. В «школе мяча» дети 5-6 лет воспитываются в коллективной игре, учатся уступать друг другу, действовать по сигналу.
Игра «Автомобили».
Цель игры: учить детей выполнять различные движения с мячом: подбрасывать и ловить, вести мяч одной или двумя руками.
В подготовительной к школе группе необходимо научить детей определенной технике передачи, ловли, ведения и бросков мяча. Воспитанники учатся применять полученные навыки владения мячом в игровой ситуации. Большая часть занятия отводится проведению спортивных игр с мячом.
Игра «Баскетбол».
Цель игры: забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры. Соревнуются две команды, каждая состоит из пяти человек (остальные игроки запасные). Игра состоит из двух пятиминутных таймов с пятиминутными перерывами. Правила игры для дошкольников такие же, как и в большом баскетболе
ЛИТЕРАТУРА
1. Э. Й. Адашкявичене. Баскетбол для дошкольников. М. «Просвещение», 1983.
2. Стонкус С. С. Играем в баскетбол. Каунас. Швеса, 1982.
3. Гришин В. Г., Осипов Н. Ф. Малыши открывают спорт. М. ,Педагогика, 1975
4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М. ,Просвещение, 1978.