Наталья Иванова
Консультация для воспитателей семейных детских садов «Зимняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. На прогулке в полной мере удовлетворяются потребности ребенка в активных движениях, предоставляются уникальные условия для самостоятельных действий при ознакомлении с окружающим миром, для свободной игры, как с природным материалом, так и с игрушками.
Особенности организации прогулки с воспитанниками СДС
Публикация «Консультация для воспитателей семейных детских садов „Зимняя прогулка“» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей
- Зимние прогулки. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Считается, что прогулка педагога с группой детей численностью до 4-5 человек не требует особой организации. Я же считаю, что сборы детей на прогулку в зимний период без помощника могут представлять сложность, особенно, когда в группе дети разного возраста, в том числе раннего. Однако надо помнить, что для детей обязательно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Зимой прогулка проводится дважды (общая продолжительность до четырех часов). Только температура воздуха ниже -15 градусов С или ветреная погода (вьюга) могут служить поводом для сокращения прогулки или её отмены.
Семейные детские сады открывают по месту жительства семьи воспитанников, как правило в многоквартирных домах. К сожалению, не все семейные группы имеют собственный участок для прогулки. Поэтому прогулочный инвентарь необходимо носить с собой. Данные обстоятельства ограничивают возможность выносить дополнительный материал, который мог бы послужить для закрепления, уточнения, конкретизации знаний детей об окружающем мире. Учитывая вышеизложенное, считаю разумным планировать еженедельные целевые прогулки с разновозрастной группой детей СДС. Это могут быть экскурсии в лесопарк, к реке, походы на каток, на горку, на разные площадки, прогулки по улицам. В остальные дни уместно гулять на ближайшей детской площадке.
Структурные компоненты прогулки
Разнообразные наблюдения. Дидактические задания. Трудовые действия детей. Подвижные игры и игровые упражнения.
Итак, на прогулке педагог организует наблюдение, предлагает дидактическое задание, проводит 1-2 подвижных игры. Всё остальное время дети проводят в самостоятельной деятельности, которая занимает значительную часть прогулки. Не стоит превращать любой из структурных компонентов прогулки в занятие, особенно при наблюдении.
Наблюдения
Ежедневно проводится одно из запланированных видов наблюдений со всеми детьми или индивидуально. Задача взрослого — поддержать стремление детей замечать изменения в природе. Наблюдения должны быть короткими, не более 10 минут, но яркими и содержательными. Этому способствуют: во-первых сами объекты наблюдений и всплеск положительных эмоций детей; во-вторых образная речь взрослого (умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки). Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям регулярно предлагается новый объект для непосредственного ознакомления.
Наблюдения за растениями и животными перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью на улицах города.
Наблюдения могут сочетаться с трудовыми действиями детей. В начале зимнего сезона полезно установить стационарные кормушки недалеко от дома. Птиц необходимо подкармливать ежедневно. Хорошо, когда дети делают это сами. Желание проявлять заботу со временем становится чертой характера ребенка. Птицы быстро привыкают к месту кормления, и за ними можно наблюдать.
Во время трудовых действий зимой у ребенка происходит знакомство со свойствами снега и льда.
Различные постройки из снега не только творческая, но и настоящая трудовая деятельность для детей. Поэтому к результатам детского труда следует относиться с уважением. Мы не можем гарантировать сохранность постройки на общественной детской площадке, поэтому неплохо сфотографировать результат детского труда на память (желательно вместе с юным скульптором).
Зимой нужно уделять особое внимание двигательной активности детей. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи успешно решаются в ходе подвижных игр и игровых упражнений. Излюбленным занятием дошколят являются различные спортивные забавы: катание на санках и коньках, ходьба на лыжах.
Без должной организации эти забавы могут оказаться травмоопасными для дошкольников. Главное, что необходимо помнить педагогу: ребенок должен постоянно находиться в поле вашего внимания, особенно если он катается с ледяной горки или на катке.
Снежную или ледяную горку необходимо подготовить: освободить от коряг, камней, проследить, чтобы спуск не выходил на проезжую часть или на водоем
с неокрепшим льдом. На катке во время массового катания недопустимо играть в хоккей и выходить на лед с предметами, представляющими опасность при падении. Дети ориентируются на пример взрослых. Поэтому необходимо строго следовать правилам и объяснять их детям. Дидактические задания (вопросы, обсуждение ситуаций) также являются одним из структурных компонентов прогулки. Интересные задания и игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Для старших дошкольников особенно интересны эксперименты с природным материалом.
Используемая литература: К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»; С. Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами».
Благодарю за внимание!