Елена Ивановна Гуцул
Консультация для воспитателей «Самомассаж в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией. Это также гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего влияет на нервную систему малыша, помогает ребёнку снять общую усталость. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Самомассаж в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два – три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 - 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна.
Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассажа, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная комбинация, а также развитие речевой и творческой сфер.
Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, разноцветных прищепок, иппликатора Кузнецова, бигудей – липучек, массажного коврика «Травка», массажных резиновых мячиков, шариков «Су-джок, зубной щетки, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:
Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
Разминание - смещение тканей с захватом – действие, стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;
Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.
Необходимо помнить, что болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
Процедура самомассажа проводиться, как правило, по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, а также, расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук.
Для выполнения самомассажа рекомендую использовать следующие упражнения:
Самомассаж мышц головы и шеи :
1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица :
1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
7. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.
10. «Молоточек» - постукивание губ зубами.
11. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
13. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
14. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.
15. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
16. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами: «чух – чух - чух».
17. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.
18. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
19. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж языка :
1. Поглаживание языка губами.
2. Пошлепывание языка губами.
3. Поглаживание языка зубами.
4. Покусывание языка зубами.
Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук:
1. Надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить.
2. Растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий.
3. Растирать ладони движениями вверх-вниз.
4. Разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперёк.
5. Делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;
6. Разминать кисть правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочередно их растирать.
Использование этих приемов самомассажа в работе с детьми с ОНР даёт неоценимую поддержку в развитии речи дошкольников, увлекает их, готовит речевой аппарат ребёнка к постановке звуков.
Литература:
1. О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», СПб. : Издательский дом «Литера», 2010.
2. Е. А. Дьякова «Логопедический массаж» – М. : Издат. центр «Академия», 2005 г.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. – СПб. : «Литера», 2009.