Татьяна Малханова
Консультация для воспитателей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, необходимо опираться на следующие документы:
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
-Закон Российской Федерации «Об образовании».
-Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
-Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
- Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2011года № 273 Ф. З.
- Права, обязанности и ответственность родителей
Ст. 44 п. 3 (1-8) права
Ст. 44 п. 1, п. 4(1-3) обязанности
Цель:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи патриотического воспитания дошкольников :
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитывать патриотизм, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитывать гражданско-патриотических чувства посредством изучения государственной символики.
Содержание работы по направлениям включает:
1. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
2. Знакомство с родным посё лком: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего посёлка.
3. Знакомство с профессиями.
4. Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
5. Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
6. Знакомство с героями сказок и их подвигами.
7. Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
8. Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
9. потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Принципы работы по патриотическому воспитанию :
1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.
5. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
6. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
7. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
8. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
9. Принцип игровой подачи материала - в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.
В работе используются различные технологии:
-игровые,
-информационные,
-коммуникативные,
-проблемные,
-развивающего обучения,
-проектные,
-ИКТ.
Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, использовать такие инновационные технологии:
-личностно – ориентированный подход к детям;
-личностно – деятельный подход (ориентирование на действие,
технология дидактических задач);
- интегрированная система;
-здоровьесберегающие технологии;
- игровые методы и приемы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Средства:
-Примеры проявления героизма.
- Взгляды на патриотизм в летописях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
1. Я и моя семья
2. Детский сад
3. Наш город, наша край.
4. Наша Родина, столица, символика
5. Природа и мы
6. Права и обязанности (Конституция)
7. Права ребенка (Конвенция)
Работа по нравственному воспитанию должна проводиться регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
Семья является первым социальным институтом формирования у ребенка патриотизма. В законе «Об образовании» указано: «… родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное взаимодействие детского сада и разностороннее развитие ребенка продолжается в сообществе: «семья – педагог – ребенок».Детский сад оказывает свое воздействие на ребенка в самый важный сензитивный период его жизни. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его воспитание.
Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей :
1. Пропаганда педагогических знаний;
2. Консультации для родителей;
3. Родительские собрания;
4. Оформление информационных листов с практическими рекомендациями;
5. Мероприятия вместе с детьми;
6. Анкетирование.
Исходя из этого, работа с родителями должна строиться по трем основным направлениям:
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;
• вовлечение родителей в воспитательный процесс;
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как к партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
К традиционным формам относятся:
День открытых дверей;
Беседы;
Консультации;
Родительские собрания;
Родительские конференции;
Спортивные праздники;
Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
Наглядная педагогическая информация.
Нетрадиционные формы:
Семейные клубы;
«Родительская почта»;
«Телефон доверия»;
Библиотека игр;
Кружок «Очумелые ручки»;
Вечера вопросов и ответов;
Встречи за круглым столом;
Интерактивные игры;
Тематические акции.
Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями — это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества. Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с родным краем. Презентации по теме НОД позволит показать родителям, что изучение нового с помощью мультимедиа весьма увлекательно для детей. Картинки, фото, анимация вызывают живой интерес и являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности обучения детей. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края. Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными. Хорошей традицией может стать электронная фотовыставка совместного творчества детей и родителей, которая выставляется на сайте ДОУ, страничке группы или делается диск для родителей по итогам года. В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей; стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными. Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительных результатов в работе
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Рекомендации для родителей.
Уважаемые родители!
1. Воспитывайте любви к своим близким, родным, семье, своему дому, детскому саду, улице.
2. Воспитывайте любви к природе родного края и природе всей Земли.
3. Формируйте у детей интерес к явлениям общественной жизни, к народным традициям.
4. Воспитывайте уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне.
5. Воспитывайте гордость за свой народ, его достижения. Знать государственные символы, президента.
6. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
7. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
8. Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
9. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
10. Расширяйте собственный кругозор.
11. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
12. Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
13. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
14. Сформируйте у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
15. Закрепляйте знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
16. Воспитывайте у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
17. Дайте детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
18. Воспитывайте чувство гордости за свою страну, республику, город.
Памятка для родителей.
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!».
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в стар
АНКЕТА «Я и моя семья»
1. Какая связь существует между понятиями:«семья» - «род» - «Отечество»?
2. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?
3. Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие?
4. Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься?
5. Кем были твои предки? Чем они занимались?
6. Расскажи о самом известном тебе родственнике.
7. Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание? Расскажи о нем.
8. Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя?
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города? Если не, то почему?
Спасибо за сотрудничество!
Литература.
1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
2. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
3. О. Л. Князева «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников.
4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991
5. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980
6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
7. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.
8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, М., 2007
9. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д
10. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
11. Герасимова,З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок, // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.
12. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. / Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997. – 263 с.
13. Козлова, С. А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. / С. А. Козлова. – М. Школьная пресса, 2003. - 43 с.
14. Козлова, С. А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. / С. А. Козлова. – Школьная пресса, 2003. - 43 с.
15. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста/ Л. В. Коломийченко, - Пермь, 2002. 115 с.
16. Коломийченко, Л. В., Югова Л. И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста»/ Л. В. Коломийченко, Л. И. Югова, - Пермь, 2003. 146 с.
17. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина?/ Л. А. Кондрыкинская, - М., 2004. –