Шорникова Елена
Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождаются химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Развитие моторики и координации движений
Подвижные игры помогают детям развивать моторику и координацию движений. Во время игры дети выполняют различные движения, такие как бег, прыжки, ползание, метание и ловля мяча. Это помогает им улучшить свои навыки двигательной активности и научиться контролировать свое тело.
Укрепление мышц и развитие силы
Подвижные игры требуют от детей активного использования своих мышц. Например, бег, прыжки и ползание требуют силы ног и рук. Игры с мячом требуют силы в руках и плечах для метания и ловли. В результате регулярной игры дети укрепляют свои мышцы и развивают силу.
Развитие гибкости и пластичности
Подвижные игры, такие как растяжка и гимнастика, помогают детям развивать гибкость и пластичность своего тела. Во время игры дети выполняют различные упражнения, которые растягивают и разогревают их мышцы. Это помогает им стать более гибкими и пластичными.
Улучшение выносливости и энергии
Подвижные игры требуют от детей физической активности и усилий. Во время игры дети бегают, прыгают и выполняют другие активные движения, что помогает им улучшить свою выносливость и уровень энергии. Регулярная физическая активность в подвижных играх помогает детям быть более активными и энергичными в повседневной жизни.
Развитие баланса и пространственного восприятия
Подвижные игры помогают детям развивать баланс и пространственное восприятие. Во время игры дети выполняют различные движения, которые требуют от них умения сохранять равновесие и ориентироваться в пространстве. Это помогает им развивать свои навыки баланса и пространственного восприятия.
Подвижные игры выступают неотъемлемым элементом физического развития детей дошкольного возраста, но также, они незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, сообразительности, коммуникативных и морально-волевых качеств личности.
Ведь при проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности для комплексного использования различных приемов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся моториках, их закрепление и совершенствование, но и формирование личностных качеств.
Свободу действий ребенок осознает в подвижных играх, которые являются фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры считаются важнейшим средством всестороннего развития ребенка. Многими исследователями доказано, что гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всего потенциала человека. Одностороннее развитие губительно для личности и часто граничит с психологическим или физическим заболеванием.
Ценность подвижных игр для детей дошкольного возраста заключается в их образовательной, обучающей и развивающей роли в физической и духовной жизни ребенка. Активную игру можно назвать важнейшим образовательным методом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и выработке нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Зачастую дошкольники подражают всему, что видят в игре. Однако в подвижных играх детей, прежде всего, отражается не общение со сверстниками, а отражение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, подражая при этом полету птиц, машут руками, подражая взмахам крыльев бабочки, прыгают, представляя себя лягушками и так далее. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Стремление вдохновить неодушевленную природу объясняется желанием ребенка придать изображенному в игре образу живого персонажа. Когда он привыкает к образу, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются морально-ценностные личные качества: сопереживание, соучастие, вовлеченность. В связи с развитым умением подражать большая часть подвижных игр младших дошкольников носит сюжетный характер.
С помощью подвижных игр развиваются различные двигательные качества, в первую очередь скорость и ловкость. При этом закрепляются и улучшаются двигательные навыки. В связи с требованиями, предъявляемыми в современном образовании, особенно значимы развитие зрительно-моторной координации. Сложные и разнообразные движения, совершаемые в процессе активных, подвижных игр, как правило задействуют все группы мышц, способствуют развитию координации и реакции движений.
Обладая высокой эмоциональностью и тренирующим действием на организм занимающихся, подвижные игры в то же время не требуют от участников большого технического мастерства и методического мастерства от руководителей игры. В ходе игр также развивается взаимопонимание партнеров по команде, что необходимо в командных и лично-командных соревнованиях.
Особую ценность представляют подвижные игры, в содержании которых присутствуют элементы спортивных игр. Такие игры - хороший способ приобщить людей к спортивным играм, сначала по упрощенным, а затем и по официальным правилам соревнований.
В целом, подвижные игры играют важную роль в физическом развитии детей дошкольного возраста. Они помогают детям развивать моторику, координацию движений, силу, гибкость, выносливость, баланс и пространственное восприятие. Регулярная физическая активность в подвижных играх способствует общему физическому благополучию детей и помогает им стать более активными и здоровыми.
Таким образом, можно прийти к выводу, что физическое развитие дошкольников – обязательное условие гармоничного развития личности. Оно направлено на укрепление здоровья, повышение уровня физической активности ребенка.
Подвижные игры в дошкольном воспитании выступают наиболее универсальным способом развития ребенка, в том числе физического. Использование подвижных игр в развитии ребенка решает следующие задачи:
1. Развитие основных физических качеств : силы, скорости, ловкости, выносливости.
2. Укрепление здоровья.
3. Способность выплеснуть энергию.
4. Воспитание нравственных, волевых, духовных качеств личности
5. Отвлечение от негативного влияния смартфонов, компьютерных игр и телевидения и так далее.
Таким образом можем заключить, что подвижные игры решают множество образовательных, воспитательных и развивающих задач. Эффективность их применения в физическом развитии дошкольников зависит от педагога, который совершает отбор и организацию игр.
Список использованных источников и литературы
1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиология активности / Н. А. Бернштейн. – М. : Медицина. – 2009. – 349 с.
2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 10-14.
3. Жуков М. Н. Подвижные игры : Учеб. для студ. пед. вузов. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
4. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер. – 2003. – 384с.
5. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 2013. – С. 50 – 93.
6. Лесгафт, П. Ф. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. – М. : Физкультура и спорт, 2007. – 360 с.
7. Мащенко, М. В. Физическая культура дошкольника / М. В. Мащенко, В. А. Шишкина. - Мн. : Ураджай, 2000. - 156 с.
8. Осокина, Т. И., Тимофеева, Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников : книга для воспитателей детского сада / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева. - М. : Просвещение, 2013. - 159 с.
9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 167 с.