Анисимова Инна Владимировна
Консультация для родителей «Дети и родители. Как вырастить счастливого и здорового ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Дети и родители.
Как вырастить счастливого и здорового ребенка"
Подготовила Анисимова Инна Владимировна, воспитатель
Как же вырастить счастливого, здорового ребенка? Большинство родителей не знают, как это сделать. В действительности, несмотря на самые лучшие намерения, многие совершают ошибку за ошибкой, воспитывая своего ребенка. Источник - Эзотерика. Живое Знание
Публикация «Консультация для родителей „Дети и родители, Как вырастить счастливого и здорового ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Главная проблема, возникающая в связи с детьми, – это как с ними жить. При воспитании детей проблема заключается во взрослом, а не в ребёнке. Одно из лучших средств для улучшения состояния ребёнка – это добрый, уравновешенный взрослый с любовью и терпимостью в сердце. Воспитывая ребёнка, вы в первую очередь уделяете внимание тому, чтобы обучать его, не ломая при этом его личность. Вам нужно вырастить ребёнка таким, чтобы вам не приходилось контролировать его. Вам нужно, чтобы он полностью владел собой в любых обстоятельствах. От этого зависит, насколько хорошим будет его поведение, его физическое и душевное здоровье.
Дети – не собаки. Детей нельзя «дрессировать», как дрессируют собак. Дети – это не вещи, которые можно контролировать. Дети – и давайте не будем упускать этого из виду – это мужчины и женщины. Ребёнок – это не какой-то особый, непохожий на человека вид животного. Ребёнок – это мужчина или женщина, просто он ещё не полностью вырос.
Как бы вам понравилось, если бы вас тянули, толкали, если бы вами помыкали и не позволяли делать то, что хочется? Вы бы возмутились. Единственная причина, по которой ребёнок «не возмущается», заключается в том, что он мал. Если бы с вами, взрослым человеком, кто-то обращался так, как обычно обращаются с ребё нком: приказывал, противоречил, проявлял неуважение – вы бы показали ему, где раки зимуют. Ребёнок не даёт сдачи лишь потому, что он ещё мал. Вместо открытой борьбы он пачкает пол, прерывает ваш сон, нарушает спокойствие в доме. Имей он равные с вами права, он бы не стал так «мстить». Подобная «месть» – это типичное для детей поведение.
Самоопределением называется состояние, в котором человек по своему собственному выбору может находиться или не находиться под контролем своего окружения. Ребёнок имеет право на самоопределение. Ласка и любовь ребёнка сохраняются лишь до тех пор, пока он может действовать на основе самоопределения. Мешая ему делать это, вы в какой-то степени мешаете ему жить.
Если вы дали что-нибудь ребёнку, это принадлежит ему. Это больше не ваше. Одежда, игрушки, помещение – всё, что было ему дано, должно оставаться исключительно под его собственным контролем. Он рвёт свою рубашку, разваливает свою кроватку, ломает свою пожарную машинку. Это не ваше дело. Вам бы понравилось, получив подарок на Новый год, потом выслушивать день за днём, что с ним следует делать, и даже подвергаться наказаниям, если вы обращаетесь с ним не так, как считает нужным тот, кто его подарил? Вы бы растерзали дарителя и уничтожили подарок. Вы знаете, что вы бы так и сделали. Ребёнок терзает вам нервы, когда вы поступаете с ним подобным образом. Это месть. Он плачет. Он докучает вам. Он ломает ваши вещи. Он «случайно» разливает молоко. И он намеренно ломает именно те вещи, с которыми его столько раз просили аккуратно обращаться. Почему? Он борется за своё самоопределение, за своё право владеть вещами, за своё право влиять на то, что его окружает. Эти вещи – один из каналов, по которым им могут управлять. Так что ему приходится бороться и с вещами, и с тем, кто им управляет.
Разрешите ребёнку сидеть у вас на коленях. Он будет сидеть, довольный этим. А теперь обхватите его, заставляйте сидеть на месте, даже если он и не пытается уйти. Он моментально начнёт выворачиваться. Он станет бороться, пытаясь отделаться от вас. Он рассердится. Он заплачет. Теперь вспомните: прежде чем вы попытались удержать его, у него было хорошее настроение.
Ваши попытки формировать его характер, дрессировать его и в целом управлять им вызывают у ребёнка точно такую же реакцию, как и попытки удержать его на коленях.
Свобода ребёнка — это ваша свобода. Насколько чудовищная сила воли требуется родителю, чтобы не изливать на ребёнка непрерывный поток указаний! Какое это страдание — наблюдать, как его вещи превращаются в ничто! Как не хочется отказывать себе в праве распоряжаться его временем и пространством!
Но так придётся поступать, если вы хотите, чтобы ребёнок чувствовал себя хорошо, был счастлив, заботлив, красив и умён!
Как справляться с огорчениями и неприятностями ребенка
Познавая мир, ребенок неизбежно будет набивать себе шишки, ставить царапины, огорчаться. Вместо того чтобы контролировать каждый его шаг, взрослому лучше научиться тому, как помочь ребенку справиться с последствиями этих ситуаций.
Американский философ Рон Хаббард, основатель учения саентология, разработал множество методов, которые может использовать родитель или любой человек, чтобы помочь ребенку. Он назвал их ассистами (от англ. assist – помощь).
Например, ребенку, который упал, порезался и т. п., можно помочь многими способами. Если ребенок мал, часто будет достаточно просто позволить ему выплакаться. Когда у ребенка что-нибудь болит, большинство людей начинают говорить что-то успокаивающее и утешительное, почти не отдавая себе отчет в том, что они это делают. И обычно они говорят те же самые слова, которые сотни раз говорили раньше, когда у ребенка что-нибудь болело. Это может напомнить ребенку целую цепь более ранних травм.
В таких ситуациях родителям нужно молчать. Так они могут в наибольшей степени помочь ребёнку. Если вы молчите, это не значит, что вы не можете проявить ласку по отношению к ребёнку. Его можно взять на руки, если он этого хочет, или обнять его. Часто, если вы ничего не говорите, маленький ребёнок будет сильно плакать примерно минуту, а потом внезапно перестанет, улыбнётся и побежит обратно заниматься тем же, чем раньше.
Расскажи мне об этом
Если, поплакав минуту-другую без вашего вмешательства, ребёнок не начинает чувствовать себя лучше, тогда дождитесь, чтобы он пришёл в себя. Если он всё ещё плачет, то обычно это вызвано тем, что другие, более ранние травмы были рестимулированы (вновь активизированы тем, что обстоятельства в настоящем времени напомнили обстоятельства прошлого). В этом случае ассист имеет большую ценность. Детям постарше (5 и более лет) ассист обычно необходим.
Когда ребёнок придёт в себя, спросите его: «Что случилось? Как ты ушибся? Расскажи мне об этом».
Если он начнёт рассказывать в прошедшем времени, переключите его в настоящее. Вы можете провести ребёнка через происшествие несколько раз — до тех пор, пока ему не станет скучно или же он не начнёт смеяться.
Как направить внимание ребёнка на что-либо
У многих есть привычка говорить ребё нку: «Не делай так, а то заболеешь», «Боже мой, у тебя явно начинается серьёзная простуда», «Ты заболеешь, если не прекратишь так поступать», — и множество других пессимистических внушений. Люди также используют тысячи фраз типа «Нельзя», «Не можешь» и «Держи себя в руках». Родителям следует быть осторожными в использовании таких фраз и по возможности избегать их. Старайтесь, насколько это возможно, давать ребёнку позитивные указания. Мягкие, ласковые движения и спокойный голос в обращении с детьми помогутпредотвратить рестимуляцию.
Вспоминание
Изо дня в день вы сталкиваетесь с сотнями ситуаций, в которых ребё нка можно попросить вспоминать: ребёнок капризничает, он расстроен и плачет по поводу чего-то; ребёнок испытывает недомогание; он явно рестимулированчем-то; он нечаянно услышал чью-то драматизацию (проигрывание в настоящем времени чего-то, случившегося в прошлом); кто-то строго наказал его или выплеснул на него свою драматизацию; или ребёнок чувствует себя отвергнутым. Фактически каждый раз, когда ребёнок расстроен, или когда он нервничает по какой бы то ни было причине, или вам известно, что он только что стал участником сильно рестимулирующего происшествия, можно применять этот метод.
Принцип этого состоит в том, чтобы найти конкретные фразы и ситуации, вызывающие рестимуляцию.
Если ребёнок не болен серьёзно, а просто расстроен, можно начать с вопроса о том, когда он чувствовал себя подобным образом раньше. Чаще всего он вспомнит. При этом не нужно слишком сочувствовать. Да, проявите ласку и интерес. Но не сюсюкайте, не причитайте: «Бедняжка, бедный ребёнок!» — не употребляйте подобных фраз. Такие действия могли бы подтолкнуть ребёнка к мысли, что травма или огорчение являются ценными — коль скоро оно привлекло к нему особое внимание и сочувствие.
Если ребёнок плачет
Если ребёнок плачет, хорошо было бы начать с вопроса: «О чём ты плачешь?» Рассказав несколько раз, о чём же он плачет, ребёнок перестанет плакать так сильно. Тогда можно спросить: «О чём ещё ты плачешь?»Позвольте ребёнку плакать, пока он не выйдет из этого инцидента, — этого часто достаточно.
Страх
Если ребёнок чего-то боится, попросите его рассказать об этом, как можно чаще подбадривая его. Это особенно эффективно в том случае, если ребёнка мучают ночные кошмары. Разбудите ребёнка, спокойно обнимите его, пока он немного не успокоится, а затем расспросите его о кошмаре, который ему приснился, проведя ребёнка через этот инцидент несколько раз, пока страх не пропадёт. Потом попросите его вспомнить что-нибудь приятное; не уходите, пока он не расскажет об этом. Если после этого он не захочет спать один, не заставляйте его «смотреть в лицо» своему страху. Расспрашивая о страхах, можно использовать фразу «такой же, как». Если ребёнок боится темноты, спросите его: «Что является таким же, как темнота?» Если он боится животных, подобный вопрос заставит его проанализировать свой страх.
Существует ещё много ассистов, которые могут быть использованы для того, чтобы помочь ребёнку. Если вы будете заботитесь о ребёнке таким образом, он будет более здоровым и счастливым.