Жанна Садчикова
Консультация для воспитателей «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
- Добрый день, я рада всем гостям, всем, кто пришёл на встречу к нам.
Тема нашей очередной встречи… А может, Вы подскажете её сами, посмотрев на оформление зала?
- Да, Вы верно догадались, тема нашей встречи – «Роль и значение пальчиковой гимнастики в развитии речи Вашего ребёнка».
Ну а цель нашего с Вами диалога – расширить Ваши знания, представления о пальчиковой гимнастике и усвоить эти знания через разыгрывание конкретных игровых ситуаций.
Публикация «Консультация для воспитателей „Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Возможно, Вы откроете для себя что-то новое, а полученная информация станет Вашей собственной позицией.
О значении, содержании пальчиковой гимнастики имеется много книг.
(Показ выставки книг).
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымян-ный – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
(Сопровождается показом слайдов).
Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
- Вспомните, играли ли Вы в детстве с Вашими пальчиками? Как?
- Играете ли Вы с пальчиками Вашего ребёнка? Как?
- Нравятся ли Вашему ребёнку эти игры?
Вы правы, действительно, в этих играх отражены мудрость и опыт наших предков. За долго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать такие потешки, как «Сорока – белобока», «Мальчик с пальчик», «Ладушки», «Коза рогатая» и многие другие, которые мы применяем на практике и по сей день.
Известно: мелкая моторика руки тесно связана с развитием головного мозга ребёнка, она стимулирует действие речевых зон,
совершенствует психические процессы (такие как память, внимание, мышление, одним словом, тесно связана с развитием речи.
Стоит задуматься над высказыванием Сухомлинского, который сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
А как Вы понимаете эту фразу? …
1
Да, я с Вами согласна, чем больше ребёнок может делать руками (шить, вышивать, рисовать и т. п., тем лучше будет развита и его речь. Это значит, что до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления, будет затруднено.
Но все дети разные, как же помочь им в совершенстве овладеть пальчиками собственных рук?
К счастью, пальцы рук можно тренировать. «А как это сделать?» - спросите Вы. Для этого я приглашаю Вас в увлекательное путешествие.
Итак, Вы готовы? Тогда мы отправляемся.
(Звучит музыка А. Шаинского «Голубой вагон»).
- Мы подъезжаем к нашей первой станции. Она называется «Игровая»
Цель: научить элементам пальчиковой гимнастики, развивающей внимание и память, фантазию, творческое мышление, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.
На этой станции я покажу Вам несколько несложных упражнений с пальцами, которые Вы могли бы использовать в ежедневном общении с ребёнком.
1) «Гусь»
Гусь сердитый всё гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Указательный палец параллелен большому. Все четыре пальца прижаты друг к другу.
2) «Петушок»
Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.
Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
3) «Кошка»
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь
В норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
4) «Зайчик»
Зайчик серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Указательный и средний пальцы развести в стороны. Остальные пальцы сжаты в кулачок.
Вам понравилось? Ну что же, едем дальше? И следующая станция – «Массажная».
Цель: Научить элементам массажа и самомассажа рук.
Все Вы конечно же наслышаны о пользе массажа. И сегодня мы с вами поучимся делать массаж и самомассаж кисти руки.
Для этого мне понадобится помощник. Сначала я сделаю Вам массаж: Лёгкими движениями поглаживаю кисти рук, затем делаю разминающие, растирающие, надавливающие движения, лёгкие пощипывания (от периферии к центру).
Теперь попробуем сделать самомассаж кистей рук. Я буду произносить простой стихотворный текст, а Вы будете выполнять движения, описанные в тексте. Попробуем?
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу, Захватывают каждый пальчик у осно-
Поздороваюсь с ним сильно вания и выкручивающим движением
И выкручивать начну. доходят до ногтевой фаланги.
Затем руки я помою, «Моют руки».
Пальчик в пальчик я вложу, Пальцы складывают в «замок».
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики Расцепляют пальцы и перебирают
Пусть бегут как зайчики. ими.
Спасибо, благодарю Вас за помощь, присаживайтесь, пожалуйста.
3
По Вашим глазам я вижу, что и эти упражнения Вам понравились. Ну что же, едем дальше? И мы приближаемся к конечной остановке нашего путешествия – станции «Театральная».
Цель: Научить элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», развивающей внимание и память, помогающей снять психоэмоциональное напряжение.
На этой станции я хотела бы рассказать Вам и поделиться собственным опытом, как можно устроить праздник в семье.
Ведь посещение театра для нас всегда праздник. И я думаю, Ваш
ребёнок не откажется лично поучаствовать в создании этого праздника. В один из свободных вечеров предложите ребёнку помочь Вам изготовить фигурки для пальчикового театра. Для этого Вы можете использовать подручный материал, имеющийся дома: обычные старые перчатки, варежки или связанные или сшитые Вами фигурки - колпачки.
Используя эти фигурки Вы вместе с ребёнком можете разыгрывать различные сюжеты из знакомых сказок, стишков, придумывать и показывать свои сказки.
А сейчас мне хотелось бы показать Вам небольшой отрывок из
русской народной сказки «Теремок» («Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей» и т. д. на выбор).
(Показ отрывка сказки с использованием пальчикового театра).
Ну что же, уважаемы родители, Вы сегодня смогли убедиться, что пальчики наших рук могут многое: играть, изображать животных, делать массаж и показывать театр. Играть с пальчиками рук с детьми Вы можете и дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте, так как исходное положение для выполнения этих упражнений Вы можете выбирать разное: стоя, сидя на стуле, на полу.
Развивайте руки Ваших детей – это просто, интересно и эффективно!
В заключение нашей встречи мне хотелось бы пожелать здоровья, счастья и удачи Вам и Вашим детям, и вручить вот эти брошюрки – памятки с простыми и весёлыми упражнениями которые, я надеюсь, понравятся Вашим детям.