елена титова
Консультация для воспитателей «Рисование натюрморта в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое натюрморт известно, пожалуй, всем. Достаточно перевести французское словосочетание «мертвая натура» и станет ясно, что это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов – посуды, овощей, фруктов, тканей, скульптур, растений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Рисование натюрморта в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Знакомство с натюрмортом происходит уже на этапе младшего дошкольного возраста. Дети 3-4 лет учатся рисовать овощи и фрукты, располагая их на листе бумаги. Хотя термин «натюрморт» еще не употребляется для обозначения рисунка, дети учатся изображать знакомые предметы, используя разные материалы. Это однопорядковые натюрморты, т. е. только фрукты, овощи, ягоды. Воспитатель обязательно производит показ способа рисования того или иного предмета. Изображение располагается в середине листа и имеет достаточный размер, не превышающий 1/3 от объема листа. Сначала рисуется контур предмета, обращается внимание на форму и цвет предмета, на расположение его на листе бумаги, затем этот предмет закрашивается. Если ребенок рисует карандашами, пастелью, мелками или фломастерами, то закрашивание происходит в виде штриховки в одном направлении. Детям предлагается изобразить один предмет определенной формы: круг – яблоко, апельсин; овал— слива, картофель; треугольник – морковь. По мере нарабатывания техники рисования, ребенку ставится задача посложнее – сочетание предметов разной формы и цвета.
У детей дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую он самостоятельно не может.
Наблюдение процесса рисование показывает, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к этой деятельности, отказ от рисования вообще. Иногда не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяет видеть появляющиеся на бумаги линии. В результате форма предмета в рисунке искажается, вызывая огорчения маленького художника.
Детям 4-5 лет предлагаются более сложные натюрморты. Усложняется композиционное решение, предлагаются для изображения фрукты и овощи, фрукты и ягоды, овощи и ягоды разные не только по форме, но и по размеру и цветовому решению. Дети начинают изображать в натюрмортах букеты с цветами. Изображение уже может занимать от листа бумаги. Перед началом рисования педагог знакомит детей со способами и техникой рисования, но уже предлагает самостоятельно выбрать композицию своего рисунка, не опираясь на образец. Воспитатель продолжает учить правильно держать изобразительный инструмент: карандаш, кисточку, фломастер и т. д.
В старшей группе в натюрморт добавляется посуда, как часть композиционного решения. Фрукты и овощи раскладываются в вазы и тарелки, а к букету цветов прилагается вазочка. Дети старшего дошкольного возраста используют в работе не только основные цвета, но и различные оттенки, учатся смешивать краски, регулировать силу нажима для создания насыщенности в цветовом решении. Для рисования дети 5-6 лет используют графитный карандаш, рисуя контуры предметов своего натюрморта. Важно учить детей при закрашивании, не заходить за контур. При закрашивании нельзя добиваться сплошного цвета, потому что в природе предметы не имеют ровного и гладкого цвета. При составления натюрморта дети самостоятельно учатся составлять композицию, выделяя его центр. На заднем плане располагаются крупные предметы (вазы, большие фрукты). Центр заднего плана можно немного сместить вправо или влево. Если того допускает композиционное решение. Сочетание предметов в натюрморте должно быть комбинаторно, т. е. гармоничное сочетание в цвете, размере, выборе расположения относительно друг друга. Центр композиции должен быть ярким и может включать с себя несколько предметов. Дети старшего возраста начинают изменять направление штрихов, располагая их по-разному на листе бумаги, изменяется характер движения (прямолинейные, дугообразные, вращательные). Эти изменения вращательности движения не регулируются зрением, а являются результатом двигательных поисков: производя движения в разном направлении, дети осваивают пространство листа.
Детям подготовительной группы перед рисованием натюрморта не предлагается графический образец. Они начинают рисовать с натуры. Воспитатель сам составляет натюрморт, объясняя при этом, почему на переднем плане именно этот (эти) предметы, а не другие, знакомит детей с понятием тени и полутени. В центре композиции расставляются предметы с яркой, блестящей фактурой, используется драпировка как фон рисунка. Драпировка не должна быть ярче предметов и иметь однотонный рисунок пастельных тонов. Натюрморт сначала изображается простым карандашом, затем наносится цвет (если это не графика). Штриховка производится в разных направлениях, по контуру предмета, с изменением силы нажима. Новым является освоение движения, быстро изменяющих направление на противоположное направление штрихов. Натюрморт должен занимать все пространство листа или большую его часть. Обращается внимание на пропорциональное решение натюрморта. Во второй половине года дети 6-7 лет учатся самостоятельно составлять натюрморт, опираясь на полученные ранее знания, умения и навыки.