Людмила Баранник
Консультация для воспитателей «Речевые игры для развития внимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание человека предполагает не только развитие навыка говорения, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания
Когда-то у Л. Н. Толстого хотели узнать секрет, как удалось ему сделать своих детей такими воспитанными, и великий писатель ответил: «Все очень просто: до пяти лет я учил их говорить, а после пяти молчать и слушать». Внимательным быть необходимо во многих жизненных ситуациях, а внимательным к собеседнику – во всех. О цепком непроизвольном внимании малышей ходят легенды. Обычно родители возмущё нно- восторженно рассказывают: «Это же надо! И когда только успел заметить, куда мы от него инструменты спрятали! Ведь нашел!» или «Один раз при нем произнесли это слово!» Произвольное внимание таких восторгов не вызывает, над ним «бьются», его воспитывают, развивают. Установлено, что произвольное внимание дошкольников во многом зависит от интереса, любознательности. За вниманием последует запоминание, если обучающий процесс был радостным, активным, вызвал положительные эмоции.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речевые игры для развития внимания“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предлагаем речевые игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти и умения давать словесное описание действий и предметов.
Для детей 4-5 лет
Игра «Что слышал: угадай и расскажи»
1. Водящему завязывают глаза, в это время кто-то из детей делает что-либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки, вилки, ложки, переносит стулья и т. д.
Задача водящего – по звукам понять, что делали дети, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.
Игра повторяется с другим водящим, при этом меняют предметы, дополняют и действия, но все действия должны быть угадываемыми, т. е. уже когда-то зафиксированными в памяти.
2. Дети разбиваются на две команды и рассаживаются по обе стороны от ведущего – слева и справа. Закрывают глаза и отвечают на вопросы.
Сколько окон в нашей комнате?
Сколько столов?
Сколько светильников на потолке?
Кто у нас голубоглазый?
Кто русый? Блондин?
У кого длинные волосы?
У кого короткие?
У кого косички?
Кто сегодня с белым бантом?
У кого на рубашке погончики?
У кого значки?
У кого ремень?
Кто сегодня в голубом? Белом? В горошек? В полосатом? В клетчатом? С кармашками? С оборками? С вышивками? И т. д.
Для детей 5-6лет
1. Игра «Кто назовет больше?
1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т. д.) предметы в комнате.
2. Назови предметы, которые можно катать (переставлять, двигать и т. д.).
2. Игра «Закончи слово»
Дети садятся кругом на ковре и бросают мяч друг другу. Бросающий говорит половину какого-то слова, ловящий называет вторую половинку: например, теле-фон, теле-визор, теле-грамма, теле-граф, теле-жка и т. д. (Выходит из игры тот, кто не хочет или не может назвать вторую половинку).только
В этой игре проверяют память и словарный запас, поэтому играют не все дети, а только те, у кого хорошо развита речь. Остальным можно предложить игру-задание (на скорость) «Донесение». Ребенок должен пройти по коридору (одного или двух этажей – следует точно объяснить маршрут) и сообщить обо всех предметах, которые он там увидит. Если играют команды, то выигрывает та, которая назовет больше слов. Варианты этой игры – «донести» не обо всех вещах, а только о деревянных или только квадратных и т. п. ; либо только о тех, которые начинаются с определенного звука, например «р», «с», «о».
3. Игра «Я начну, а ты продолжи»
Все дети сидят по кругу, воспитатель передает по цепочке предмет, и каждый говорит о нем какую-нибудь фразу. Вариант: дети повторяют фразы предыдущих, а затем уже свою. Например, «Это шарфик». – говорит первый. «Это шарфик. Он связан из шерсти», - говорит второй. «Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» и так до последнего участника, который должен воспроизвести фразы 6-7 детей
Для детей 6-7 лет
1. Игра «Сочинители»
Двое детей сочиняют историю о себе, об игрушках, обо «всем на свете», но говорят только по одному слову друг за другом.
Например.
1-й ребенок. Однажды.
2-й ребенок. Грузовик.
3-й ребенок. Поехал.
4-й ребенок. Покататься …. и. т. д.
Вариант: говорить по 2-3 слова.
2. Игра-разговор «Я знаю, чего ты не любишь»
( вариант: «Я знаю, что ты любишь»)
Партнеры по очереди сообщают друг другу свое мнение о нелюбимых (любимых) собеседником вещей.
3. Игра «Хочу всех предупредить»
В этой игре-разговоре используется известная фраза К. И. Чуковского: «Не ходите, дети, в Африку гулять. В Африке гориллы, в Африке злодей… В Африке ужасный Бармалей!»
Собеседники могут придумать свои «пугалки», но они должны быть с веселым подтекстом. По сути это маленькие фантастические рассказы, но «именные», предназначенные для конкретного партнера по игре («Хочу Сашу предупредить…»).
Особого внимания требует от детей слушание текстов художественной литературы. Для развития внимания к художественному слову с младшими детьми играют в пальчиковые игры с текстами тип «Заинька, выходи!»
Начиная со среднего дошкольного возраста используют такой прием привлечения внимания к тексту, когда описываемая в сказке или рассказе вещь появляется перед глазами детей. Например, колечко, варежка, ложка. Вещь можно потрогать, посмотреть; о ней можно поговорить, составить загадку, спросить, из какой сказки, рассказа эта вещь. Получается игра «Угадай-ка». В сказках очень много не только различных волшебных вещей, но и всяких необычных слов, названий, есть целые «заклинания» назовешь не тем словом, скажешь не так – проиграл.