оксана чеботарева
Консультация для воспитателей «Ребенок с СДВГ в детском саду: трудности и способы их преодоления»
Как правило, ребенок с СДВГ гораздо успешнее выполняет задания, если работает со сверстником один на один. Поэтому, если необходимо, чтобы он усвоил какой-либо материал, воспитателю желательно побеседовать с ним отдельно. Но не стоит забывать, что дети с СДВГ гораздо быстрее включаются в работу, схватывают на лету, и многоразовые тренировки их могут только утомлять.
Публикация «Консультация для воспитателей „Ребенок с СДВГ в детском саду: трудности и способы их преодоления“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Представим ситуацию, что дети перед праздником учат стихи. Гиперактивный ребенок (если у него нет проблем с памятью) очень быстро запоминает текст (нередко не только свой, но и других ребят, и когда на ежедневных репетициях ему приходится по несколько раз повторять одно и тоже, он теряет интерес ко всему происходящему, начинает допускать много ошибок в других элементах сценария – танцах, построении. Поэтому нельзя утомлять ребенка, лучше дозировать нагрузку.
Чтобы не провоцировать проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, невнимательности, в отдельных случаях можно предложить ребенку с СДВГ выбор вида деятельности. Так, можно спросить у него, что он предпочитает делать: идти на репетицию или помочь накрыть на столы (наточить карандаши и т. д.) Причем в процессе выполнения альтернативных заданий, взрослый может, если ребенок е против, вспомнить с ним стихотворение или танец. Предоставление выбора не только позволяет избежать лишней нагрузки, усиливающей симптоматику СДВГ, но и приучат ребенка к принятию ответственности за то дело, которое он выбрал сам, повышает интерес, внимание.
В условиях детского сада воспитателей чаще всего беспокоит неусидчивость и гиперподвижность детей с СДВГ. В качестве меры педагогического воздействия в этом случае используют лишение у ребенка движения и общения : его усаживают на диван, ставят в угол, заставляют стоять на прогулке за руку с воспитателем. Но польза от такого наказания, как привило, носит краткосрочный характер, а иногда и усугубляет положение. Ребенок начинает вести себя еще более вызывающе.
Специалисты считают, что нельзя насильно прекращать двигательную активность, поскольку она является естественной потребностью ребенка. Кроме того, во время бега, благодаря гипервентиляции, восстанавливается связь между структурами мозга, то есть движение можно рассматривать в качестве защитного средства для организма ребенка с СДВГ. Значит, необходимо не подавлять двигательную активность, а создавать условия для удовлетворения этой потребности ребенка.
Так, можно во время занятия, читая книжки попросить выполнить его небольшое поручение. Например, он может полить цветы в группе, когда воспитатель продолжает чтение сказки. Вовремя этого занятия ребенок продолжает усваивать текст.
Дети с СДВГ очень чувствительны к поощрениям и наказаниям, однако бессистемное, беспорядочное применение этих методов может оказаться неэффективным, поскольку в случае данного диагноза со стороны взрослых необходимо: нейтральный эмоциональный фон (без вспышек, жесткая последовательность действий, контроль за выполнением санкций.
Будучи гиперчувствительными, дети с СДВГ мгновенно считывают эмоциональное состояние взрослых и тут же заражаются им. Поэтому, родителям и воспитателям желательно научиться справляться с бурными эмоциями, чтобы не провоцировать их вспышку у ребенка. И хваля, и ругая ребенка, следует быть сдержанным.
Гиперактивные дети получают в течение дня огромное количество замечаний и, безусловно, устают от них. В ответ они часто проявляют агрессию. Специалисты считают, что гораздо эффективнее при взаимодействии с такими детьми не ругать их за нежелательное для взрослых поведение, а поощрять за спокойствие, желаемые воспитателем поступки и действия.
Фиксирование внимания взрослых на сильных сторонах ребенка с СДВГ, на его успехах поможет избежать ему чувства отверженности, ненужности, неодобряемой «инакости»