Елена Тихомирова
Практико-значимая работа «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе сказки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУММАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет переподготовки и повышения квалификации
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе сказки А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»»
Работу выполнила :
учитель-логопед Тихомирова Е. Н.
МАДОУ «Детский сад №60 «Сказка»»
Публикация «Практико-значимая работа „Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе сказки А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Проверил:
к. п. н., доцент Бизюк В. В.
2016
Оглавление
Введение 3
I. Основная часть. Теоретические аспекты связной речи. 5
1.1 Характеристика связной речи. 5
1.2 Формы связной речи. 6
II. Практическая часть. 8
2.2 Подготовительный этап. 8
2.3 Основной этап. 9
2.4 Заключительный этап. 11
III. Заключение. 13
Литература: 14
Введение
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста занимает - развитие речи, речевого общения.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Актуальность темы заключается в том, обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Тип проекта:исследовательско– творческий.
Срок реализации: краткосрочный (3 месяца).
Цель:отработать приёмы развития связной речи старших дошкольников с помощью сказки А. С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»».
Задачи:
• Развитие диалогической и монологической формы речи.
• Овладение литературным языком.
Участники проекта: логопед, воспитанники подготовительной группы, воспитатели и родители.
Прогнозируемый результат:научить детей описывать предметы и пересказывать текст. Совершенствовать лексико-грамматические средства языка. Вывести словарный запас на более высокий уровень. Повысить заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
I.Основная часть. Теоретические аспекты связной речи.
1.1 Характеристика связной речи.
Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляют собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют так же одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков. Критерии связности речи для дошкольников разработаны О. С. Ушаковой.
К ним относятся:
- содержательность (полнота передачи содержания текста и мысли);
- логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);
- грамматически и фонетически правильность;
- точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);
- выразительность (богатство языковых средств).
Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира, памяти (сохранение образов, мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Именно в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.
Связная речь – наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат формирования всех сторон развития речи : развитие словаря, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.
Таким образом, все задачи развития речи детей дошкольного возраста находят свое завершение в развитие связной речи, которая организована по законам логики и грамматически и представляет собой единое целое, обладает законченностью, самостоятельностью и расчленяется на части, связанные между собой.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала развития связной речи, что способствует становлению интеллектуальных функций речи (рассуждения, объяснения, обдумывания плана высказывания, поиск способов выражения мыслей и т. д.). Развитие связной речи, умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная связная речь является основой для обучения детей письменной речи.
1.2 Формы связной речи.
Развитие обеих форм связной речи имеет важнейшее значение на стадии речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции родного языка.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
• Собственно речевые умения.
• Умения речевого этикета.
• Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
• Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
• Невербальные (неречевые) умения.
Монологическая речь – это развернутый вид речи, она отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.
Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
• Описание – это характеристика предмета в статике.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – этологическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.
II. Практическая часть.
2.1 Этапы работы.
Проект реализовался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
2.2 Подготовительный этап.
№п/п Вид деятельности Задачи Ответствен-ные Сроки
1. Составление плана реализации проекта. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом. Учитель - логопед 3 неделя сентября
2. Изучение передового педагогического опыта, передовых технологий и методик. Изучить методы и приемы работы над проектом. Учитель - логопед 3 неделя сентября
3. Ознакомление родителей с проектом. Довести до родителей значимость проекта, проблемы, этапы реализации, приемы, обозначить цели и задачи, которые будут реализовываться в ходе проекта. Учитель - логопед 4 неделя сентября
4. Разработка дидактических игр Привлечение
родителей к изготовление костюмов и картинок. Учитель – логопед, родители. 4 неделя сентября
2.3 Основной этап.
№п/п Вид деятельности Задачи Ответствен-ные Сроки
1. Чтение произведения в слух и просмотр мультфильма. Познакомить детей с произведением и развитие умения слушать. Воспитатель и родители 4 неделя сентября
2. Разбор незнакомых слов и слово -сочетаний).
Развитие активного словаря. Воспитатель и логопед. 4 неделя сентября
3. Совместный пересказ. Умения общаться в паре. Воспитатель и логопед. 1 неделя октября
4. Беседа с детьми о сказке по вопросам. Выявить знания детей сюжета, развитие собственно речевых умений и умения слушать Воспитатель и логопед. 2 неделя октября
5. Разыгрывание диалогов. Умения общаться в паре. Развитие собственно речевых и невербальных умений. Воспитатель и логопед. 2 неделя октября
6. Театрализованное представление. Развитие собственно речевых и невербальных умений. Умения общаться в коллективе и совместной деятельности. Воспитатель, родители и логопед. 3 неделя октября
7. Художественно-творческий (изобразить одного из героев сказки и рассказать о герои опираясь на рисунок) Развитие монологической речи (описание) Закрепить умение выделять отличительные особенности героев сказки. Воспитатель, родители и логопед. 4 неделя октября
8. Пересказ с помощью последовательных сюжетных картинок. Развитие повествования и собственно речевых умений. Воспитательи логопед. 1 неделя ноября
9. Пересказ по сюжетной картинке. Развитие пересказа и собственно речевых умений. Воспитатель и логопед. 2 неделя ноября
10. Выражение своего впечатления о данном произведении. Развитие умения рассказывать. Воспитатель и логопед. 3 неделя ноября
2.4Заключительный этап.
№п/п Вид деятельности Задачи Ответствен-ные Сроки
1. Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников с помощью сказки». Обмен опытом. Учитель- логопед В течении всего проекта.
2. Выступление РМО воспитателей на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»» Представить творческий отчет о проделанной работе в форме электронной презентации. Учитель- логопед 4 неделя ноября
3. Театрализованное
представление
Уточнить знания детей по теме проекта. Развитие общих речевых навыков. Учитель- логопед 4 неделя ноября
III. Заключение.
Реализовав данный проект, я пыталась решить проблемы развития диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали более уверенными, с большей охотой пересказывают. При пересказе совершенствовалась структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. Расширился словарный запас.
Литература:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 412 с.
2. Старжинская, Н. С. Учим детей рассказывать / Н. С. Старжинская, Д. М. Дубинина, Е. С. Белько. – Мінск. : «Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.
3. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст] : М. : “Просвещение”, 1989 г.