МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие мыслительных операций посредством дидактических игр»

Марина Варнавская
Консультация для воспитателей «Развитие мыслительных операций посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

"Развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет посредством дидактических игр»

На современном этапе развития российской системы образования наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение задач социальной адаптации во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует личностному развитию детей. Очевидно, что одним из критериев качества социальной адаптации старших дошкольников может служить сформированность их мыслительной деятельности. Актуальность данной проблемы обосновывается следующими положениями. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие мыслительных операций посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию мыслительных операций. Поэтому вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоений знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходит игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность формирования мыслительных операций у дошкольника. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения в ДОУ.

Проблеме формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже и многие другие.

Мышление - это познание сущности и закономерности с помощью мыслительных операций : анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, сравнение.

Наиболее распространенными мыслительными операциями в дошкольном возрасте являются анализ и синтез. Анализ и синтез - это взаимодополняющие друг друга процессы. Анализ это мысленное разделения предмета на части или свойства. Он осуществляется через синтез, а синтез через анализ. Синтез - это мысленное объединение частей или свойств в единое целое. У дошкольников развивается раньше, чем способность к анализу. И анализ, и синтез у детей развивается по механизму интериоризации, т. е. сначала у дошкольников практический анализ и синтез, а к старшему возрасту они переходят в план внутренних умственных действий.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, нахождение между ними сходства и различия. В дошкольном возрасте требует умения находить сходство и различия между предметами. При сравнении дошкольник должен уметь выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других, находить между ними сходства и различия. Рекомендуется сначала учить дошкольника сравнивать два объекта, затем группы объектов.

Конкретизация – это разделение множества на группы по какому–либо признаку, который называется «основанием классификации». С дошкольниками можно проводить классификацию по названию (чашки и тарелки, кегли и мячики и т. д., по размеру (большие и маленькие, по цвету, по форме и по другим признакам.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Оно хорошо понимается дошкольником, если является результатом его деятельности. Для дошкольника возможны эмпирические виды обобщения, т. е. обобщение результатов своей деятельности.

Систематизировать – значит, приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.

Мыслить - это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям.

Главное - научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Процесс развития мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную стадию. Дошкольный возраст является основным для возникновения и развития допонятийного мышления - это наглядно – образное мышление. Ребенок мыслит в уме, а не при осуществлении каких – либо действий, т. е. используется память. Наглядно - действенное и наглядно - образное мышление создает соответствующие предпосылки для формирования к концу дошкольного возраста логического мышления.

Дидактическая игра – это самостоятельная и совместная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дидактическая игра непосредственно влияет на умственное воспитание дошкольника. В связи с этим существует множество задач, основными являются: формирование системы научных о природе, обществе; развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда; воспитания любознательности; пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях воспитания умственной активности и самостоятельности мышления детей.

Среди игр можно выделить следующие:

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Народные игры связаны с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, а так же это конкурсы, скороговорки, пословицы.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, т. е предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно - прикладного искусства, объекты природы:

В сюжетно - дидактических играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье».

Игры - инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях «Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату», о литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши».

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для старших дошкольников предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом.

Большое значение имеют коллективные настольные игры. Это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Дидактическая игра – это важное средство развития не только мышления, но и остальных познавательных процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармонической личности. В то же время игра – основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует дошкольник. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Существуют основные направления развития логического мышления у детей дошкольного возраста:

1) знакомить детей с признаками предметов:

• описывать различные свойства предметов с помощью заданий, игр, упражнений;

• находить предмет по заданным признакам (задания, загадки);

дифференцировать признаки: цвет, величину, форму;

• знакомить со способами применения предметов;

2) учить детей сравнивать предметы:

• искать одинаковые свойства или признаки предметов;

• искать различные свойства предметов;

• находить в предметах признаки сходства и различия;

3) учить классифицировать и обобщать предметы, т. е. находить общий существенный признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы, по существенному признаку относить предметы к той или иной группе;

4) знакомить ребенка с противоположными по значению понятиями;

5) знакомить ребенка с логической операцией - сериацией;

6) учить понимать количественные и качественные соотношения предметов;

7) учить детей ориентироваться в пространстве;

8) учить ребенка ориентироваться во времени;

9) учить детей устанавливать последовательность событий.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» МБДОУ «ЦРР детский сад №63» Консультация для воспитателей групп дошкольного возраста РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие мыслительных операций посредством дидактических игр»
Опубликовано: 24 мая 2015 в 19:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Развитие мыслительных операций посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Варнавская (УИ 259982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД