Шипилова Анастасия Юрьевна
Консультация для воспитателей «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Бессердечье к себе- это тоже увечье
Не пора ли тебе отдохнуть?
Прояви, наконец, сам к себе человечность,-
Сам собою побудь…
Евг. Евтушенко
Цель: познакомить с понятиями «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», их причинами, стадиями, способами профилактики.
Форма проведения : лекция с элементами тренинга, входная диагностика, упражнения
План: 1. Теоретическая часть:
- вступление
- упражнение «Поза Наполеона»
- определение, стадии, факторы и компоненты профессионального выгорания
- симптомы профессионального выгорания
-тестирование «Профессиональное выгорание» (экспресс- методика Н. Е. Водопьяновой)
- профилактика профессионального выгорания
2. Практическая часть :
- экспресс- тест «Выбор»
- приемы саморегуляции
- упражнения
3. Заключение
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ни для кого не секрет, что успех в педагогической деятельности зависит не только от профессиональных навыков и личностных качеств, но и от психологического состояния педагога. Важно уметь управлять своими эмоциями, активностью, памятью, волей, воображением, мышлением и речью.
Эмоционально уравновешенный педагог способен более объективно оценивать своих учеников и проявлять больше доброжелательности в общении с ними и их родителями. Такой педагог не только даёт знания по программе, но и умеет создавать благоприятную атмосферу в классе, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Педагог, который не испытывает эмоциональных проблем, получает удовольствие от своей работы и творчески подходит к выполнению своих обязанностей. Кроме того, сохранение психического здоровья учеников невозможно без работы с педагогами в этом направлении.
В современном обществе предъявляются высокие требования к системе образования. Педагоги стремятся соответствовать этим требованиям, постоянно повышая свою квалификацию. Это может привести к физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Внедрение новых методов и технологий может вызывать стресс и эмоциональные перегрузки у педагогов. Это связано с тем, что не всем легко адаптироваться к новым условиям, особенно тем, у кого большой опыт работы. Поэтому педагогам необходима психологическая поддержка. Однако не все могут обратиться к профессиональному психологу за помощью.
Поэтому приходится использовать метод «Помоги себе сам». Это не всегда легко, так как требует от педагога решимости признать признаки профессиональной деформации и желания исправить ситуацию.
Процесс эмоционального выгорания у каждого человека индивидуален. Однако, как отмечает Н. Е. Водопьянова, выгорание может быть заразным, как инфекционная болезнь. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить весь коллектив в собрание «выгоревших».
Цель сегодняшнего семинара — помочь педагогам осознать проблему и актуальность темы, а также дать первичные рекомендации по профилактике профессионального выгорания.
Как отмечалось на Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения в 2005 году, от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социальных профессий, но особенно это касается педагогов: в странах Евросоюза до 60% работников системы образования ежегодно обращаются к медикам и психологам с проблемами, связанными с профессиональным выгоранием.
Синдром эмоционального выгорания и профессиональное выгорание — это два тесно связанных понятия, которые имеют большое значение для педагогов. В этой статье мы рассмотрим их подробнее.
Упражнение «Поза Наполеона»
Это упражнение помогает понять, насколько группа готова к работе. Ведущий показывает три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперёд с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде «Раз, два, три!» каждый участник должен показать одно из этих движений. Задача — чтобы все участники показали одинаковое движение.
Если большинство показали ладони, это говорит о готовности к работе и открытости. Кулаки показывают агрессивность, а поза Наполеона — некоторую закрытость или нежелание работать. Это упражнение также может использоваться для сплочения группы.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Синдром профессионального выгорания — это долговременная стрессовая реакция, которая возникает из-за продолжительных профессиональных стрессов. Он проявляется в истощении эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.
Синдром профессионального выгорания проходит через три стадии:
1. Приглушение эмоций. Специалист начинает замечать, что ему становится скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции, появляется отстранённость в отношениях с близкими. Возникает состояние тревожности и неудовлетворённости.
2. Недовольство и антипатия. Профессионал начинает пренебрежительно говорить о некоторых коллегах в их присутствии. Постепенно неприязнь проявляется и в общении с учащимися. Сначала это сдерживаемая антипатия, а затем — вспышки раздражения.
3. Потеря интереса к жизни. Эмоциональное отношение к миру становится плоским, человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Внешне он может сохранять респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса, а в душе поселяется холод безразличия.
Основные факторы профессионального выгорания:
1. Организационные:
— неудобное рабочее место;
— отсутствие условий для отдыха в перерывах;
— отсутствие признания со стороны руководства и коллег;
— ненормированный рабочий день;
— низкий социальный статус профессии;
— авторитарный стиль руководства, не позволяющий проявлять инициативу.
2. Ролевые:
— конфликт ролей;
— ролевая неопределённость;
— несогласованность действий сотрудников на фоне напряжённых отношений;
— психологическая несовместимость с деятельностью или коллегами.
3. Личностные:
— излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих;
— перфекционизм.
Три основных компонента профессионального выгорания:
1. Эмоциональное истощение — состояние хронической усталости, опустошённости и снижения эмоционального фона.
2. Деперсонализация — утрата чувства себя, обезличивание. Специалист становится конформным или зависимым от других, или же обезличивает другого человека.
3. Редукция профессиональных достижений — проявляется либо в негативной оценке себя и своих достижений, либо в негативном отношении к объектам своей работы.
Предлагаю вам выполнить тест на определение у себя наличия и уровня компонентов профессионального выгорания. (приложение)
Симптомы профессионального выгорания:
Первая группа - психофизические симптомы:
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа - социально-психологические симптомы:
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа - поведенческие симптомы:
• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Профилактика профессионального выгорания
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»
• Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
• Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
• Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
• Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
• Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
• Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
• Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
• Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела. Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра») и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления
Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
• Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
• Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
• Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
• Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Но вот совет вам:
Учитесь властвовать собой…
А. Пушкин
Саморегуляция- это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряженность, активировать свою деятельность, восстановить силы. Условно все способы саморегуляции можно разделить на две группы: естественные и искусственные.
Естественные способы известны каждому: они настолько привычны и органичны для человека, что «включаются» помимо его сознания и воли, «сами собой».(вы отсыпаетесь в выходной день, потягиваетесь, разминая мышцы после сидячей работы, пьете чай, общаетесь с природой и животными, делаете массаж, танцуете, слушаете музыку и т. п.) Однако некоторые из естественных способов «разгрузки» можно осознать и с пользой применять в рабочих ситуациях. Задумайтесь, какими способами вы пользуетесь в обыденной жизни. Возможно, их можно использовать для управления своими психическими состояниями на работе.
Именно в этом суть саморегуляции: все современные психотерапевтические техники родились именно так: от практики к теории, а не наоборот. Выделив и осознав свои способы саморегуляции, вы сможете создать свой банк естественных приемов.
Искусственные: психологами осмыслено и изучено множество приемов, ставших популярными психотехниками. Все они вобрали в себя многочисленные пласты знаний – от древнего опыта до современных практик. Они просты, понятны и надежны и позволяют легко регулировать свое эмоциональное состояние. Воздействие на самого себя осуществляется с помощью дыхания, управления мышечным тонусом, словами,образами. [/b]