Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»

Шипилова Анастасия Юрьевна
Консультация для воспитателей «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы

Бессердечье к себе- это тоже увечье

Не пора ли тебе отдохнуть?

Прояви, наконец, сам к себе человечность,-

Сам собою побудь…

Евг. Евтушенко

Цель: познакомить с понятиями «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание», их причинами, стадиями, способами профилактики.

Форма проведения : лекция с элементами тренинга, входная диагностика, упражнения

План: 1. Теоретическая часть:

- вступление

- упражнение «Поза Наполеона»

- определение, стадии, факторы и компоненты профессионального выгорания

- симптомы профессионального выгорания

-тестирование «Профессиональное выгорание» (экспресс- методика Н. Е. Водопьяновой)

- профилактика профессионального выгорания

2. Практическая часть :

- экспресс- тест «Выбор»

- приемы саморегуляции

- упражнения

3. Заключение

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ни для кого не секрет, что успех в педагогической деятельности зависит не только от профессиональных навыков и личностных качеств, но и от психологического состояния педагога. Важно уметь управлять своими эмоциями, активностью, памятью, волей, воображением, мышлением и речью.

Эмоционально уравновешенный педагог способен более объективно оценивать своих учеников и проявлять больше доброжелательности в общении с ними и их родителями. Такой педагог не только даёт знания по программе, но и умеет создавать благоприятную атмосферу в классе, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Педагог, который не испытывает эмоциональных проблем, получает удовольствие от своей работы и творчески подходит к выполнению своих обязанностей. Кроме того, сохранение психического здоровья учеников невозможно без работы с педагогами в этом направлении.

В современном обществе предъявляются высокие требования к системе образования. Педагоги стремятся соответствовать этим требованиям, постоянно повышая свою квалификацию. Это может привести к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Внедрение новых методов и технологий может вызывать стресс и эмоциональные перегрузки у педагогов. Это связано с тем, что не всем легко адаптироваться к новым условиям, особенно тем, у кого большой опыт работы. Поэтому педагогам необходима психологическая поддержка. Однако не все могут обратиться к профессиональному психологу за помощью.

Поэтому приходится использовать метод «Помоги себе сам». Это не всегда легко, так как требует от педагога решимости признать признаки профессиональной деформации и желания исправить ситуацию.

Процесс эмоционального выгорания у каждого человека индивидуален. Однако, как отмечает Н. Е. Водопьянова, выгорание может быть заразным, как инфекционная болезнь. Педагоги, подверженные этому процессу, могут быстро превратить весь коллектив в собрание «выгоревших».

Цель сегодняшнего семинара — помочь педагогам осознать проблему и актуальность темы, а также дать первичные рекомендации по профилактике профессионального выгорания.

Как отмечалось на Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения в 2005 году, от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социальных профессий, но особенно это касается педагогов: в странах Евросоюза до 60% работников системы образования ежегодно обращаются к медикам и психологам с проблемами, связанными с профессиональным выгоранием.

Синдром эмоционального выгорания и профессиональное выгорание — это два тесно связанных понятия, которые имеют большое значение для педагогов. В этой статье мы рассмотрим их подробнее.

Упражнение «Поза Наполеона»

Это упражнение помогает понять, насколько группа готова к работе. Ведущий показывает три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперёд с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде «Раз, два, три!» каждый участник должен показать одно из этих движений. Задача — чтобы все участники показали одинаковое движение.

Если большинство показали ладони, это говорит о готовности к работе и открытости. Кулаки показывают агрессивность, а поза Наполеона — некоторую закрытость или нежелание работать. Это упражнение также может использоваться для сплочения группы.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Синдром профессионального выгорания — это долговременная стрессовая реакция, которая возникает из-за продолжительных профессиональных стрессов. Он проявляется в истощении эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.

Синдром профессионального выгорания проходит через три стадии:

1. Приглушение эмоций. Специалист начинает замечать, что ему становится скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции, появляется отстранённость в отношениях с близкими. Возникает состояние тревожности и неудовлетворённости.

2. Недовольство и антипатия. Профессионал начинает пренебрежительно говорить о некоторых коллегах в их присутствии. Постепенно неприязнь проявляется и в общении с учащимися. Сначала это сдерживаемая антипатия, а затем — вспышки раздражения.

3. Потеря интереса к жизни. Эмоциональное отношение к миру становится плоским, человек становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Внешне он может сохранять респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса, а в душе поселяется холод безразличия.

Основные факторы профессионального выгорания:

1. Организационные:

— неудобное рабочее место;

— отсутствие условий для отдыха в перерывах;

— отсутствие признания со стороны руководства и коллег;

— ненормированный рабочий день;

— низкий социальный статус профессии;

— авторитарный стиль руководства, не позволяющий проявлять инициативу.

2. Ролевые:

— конфликт ролей;

— ролевая неопределённость;

— несогласованность действий сотрудников на фоне напряжённых отношений;

— психологическая несовместимость с деятельностью или коллегами.

3. Личностные:

— излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих;

— перфекционизм.

Три основных компонента профессионального выгорания:

1. Эмоциональное истощение — состояние хронической усталости, опустошённости и снижения эмоционального фона.

2. Деперсонализация — утрата чувства себя, обезличивание. Специалист становится конформным или зависимым от других, или же обезличивает другого человека.

3. Редукция профессиональных достижений — проявляется либо в негативной оценке себя и своих достижений, либо в негативном отношении к объектам своей работы.

Предлагаю вам выполнить тест на определение у себя наличия и уровня компонентов профессионального выгорания. (приложение)

Симптомы профессионального выгорания:

Первая группа - психофизические симптомы:

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа - социально-психологические симптомы:

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Третья группа - поведенческие симптомы:

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Профилактика профессионального выгорания

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»

• Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

• Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

• Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

• Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

• Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

• Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

• Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

• Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела. Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра») и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

• Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Но вот совет вам:

Учитесь властвовать собой…

А. Пушкин

Саморегуляция- это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряженность, активировать свою деятельность, восстановить силы. Условно все способы саморегуляции можно разделить на две группы: естественные и искусственные.

Естественные способы известны каждому: они настолько привычны и органичны для человека, что «включаются» помимо его сознания и воли, «сами собой».(вы отсыпаетесь в выходной день, потягиваетесь, разминая мышцы после сидячей работы, пьете чай, общаетесь с природой и животными, делаете массаж, танцуете, слушаете музыку и т. п.) Однако некоторые из естественных способов «разгрузки» можно осознать и с пользой применять в рабочих ситуациях. Задумайтесь, какими способами вы пользуетесь в обыденной жизни. Возможно, их можно использовать для управления своими психическими состояниями на работе.

Именно в этом суть саморегуляции: все современные психотерапевтические техники родились именно так: от практики к теории, а не наоборот. Выделив и осознав свои способы саморегуляции, вы сможете создать свой банк естественных приемов.

Искусственные: психологами осмыслено и изучено множество приемов, ставших популярными психотехниками. Все они вобрали в себя многочисленные пласты знаний – от древнего опыта до современных практик. Они просты, понятны и надежны и позволяют легко регулировать свое эмоциональное состояние. Воздействие на самого себя осуществляется с помощью дыхания, управления мышечным тонусом, словами,образами. [/b]

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 22:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания»» (включая файлы) размещена пользователем Шипилова Анастасия Юрьевна (УИ 503506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД