Седова Светлана Владимировна
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность и театрализация в культурно-досуговой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.
Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют формированию нравственных представлений, становлению личности ребенка. Для раскрытия его таланта и общего развития большое значение имеет продуманная организация свободного времени.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность и театрализация в культурно-досуговой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Проекты
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к воспитательно-образовательному процессу, возникла потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий.
Инновационные педагогические технологии открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, позволяя ему тем самым успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации школьного обучения.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательно-образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Использование метода проектной деятельности в работе с дошкольниками позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие в процессе реализации проекта у ребенка вопросы.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов. Среди них можно выделить:
• возможность достичь значимого результата;
• многообразие видов детской деятельности;
• важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
• развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами);
• развитие таких качеств, как коммуникабельность и активность;
• возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре со взрослым или определенным партнером, в группе и пр.);
• возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Развивающий потенциал проекта, безусловно, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Именно грамотный выбор содержательного наполнения проектной деятельности определяет возможность развития психических процессов, формирования навыков, накопление практического опыта и расширение кругозора детей. Чаще всего проект объединяет различные образовательные области и направления деятельности, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.
Театрализованная деятельность пользуется у дошкольников неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрализованная деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.
В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Правильно планировать культурно-досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.
Организация проекта
Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему. С детьми ведётся беседа.
Исследовательский этап (сентябрь, май).
• анкетирование родителей;
• диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков;
• обобщение и анализ полученных данных.
Организационный этап (сентябрь).
• составление перспективного плана деятельности с учётом возрастных особенностей (тяжести нарушения речи, наличия в группе детей с ограниченными возможностями здоровья;)
• разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.
Практический этап (октябрь – апрель).
• проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов;
• разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;
• создание эскизов декораций и костюмов;
• организация совместно с родителями выходов в различные театры города;
• показ театрализованных спектаклей для детей детского сада и родителей;
• просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание грамзаписей;
• изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей;
• оформление картинной галереи "В гостях у сказки";
• проведение открытых мероприятий для педагогов детского сада и района в течение учебного года.
Обобщающий этап (май)
• подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования;
• представление опыта работы по эстетическому воспитанию дошкольников через презентацию проекта "Театр и дети".
В образовательном процессе проект востребован не только как технология планирования действий и распределения усилий, но и как особая организация образовательного пространства, способного обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и эмоциональное развитие участников проекта.