Гузэлия Барашева
Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных игр» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультации для воспитателей.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных игр.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют. познают мир.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народных игр“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм. Им на смену приходят мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России программа дошкольного учреждения содержит раздел "Введение в русскую традиционную культуру", предполагающий привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед педагогами стоит задача- помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: “Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. ”
Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста. Работая над проблемой возрождения православной культуры много способов и путей в достижении поставленной цели. Коллектив нашего детского сада тоже работает над проблемой возрождения православной культуры в первую очередь через изучение, охранение и возрождение русских народных игр, применяя их в воспитании подрастающего поколения. Может возникнуть вопрос: почему, в 21 веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим такие задачи? А потому, что детские игры - составная часть традиций каждого народа. Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, полоролевая принадлежность. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для малышей.
Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к русским народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа.
Возродить русские народные игры, воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русских народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа - вот задача современного педагога, в основу которой должны быть заложены принципы:
- количество наглядности и последовательность демонстрации;
- сочетание определенных видов наглядности;
- включение детей в анализ наблюдаемых объектов;
- соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
Поэтому целью является приобщение детей дошкольного возраста к русским народным играм через возрождение и сохранение национальных традиций. Для этого определенны задачи:
-Пробуждать интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа.
-Развивать познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора: заклички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки и др.
-Побуждать дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов.
Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Однако, обращаясь к истории, мы видим, что они вышли из народной педагогики. Поэтому, чтобы вернуть их в систему приобщения дошкольников к русским народным играм, необходимо возродить народные игры. А через них осуществлять воспитание и развитие детей средствами народной культуры, русских национальных традиций, а так же системное развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством приобщения к истокам русских народных, воспитание любви и интереса к истории своего народа.
Для успешной реализации программы, хорошо систематизировать перспективное планирование по приобщению детей к русским народным играм. В план работы можно включить материал интегрированно - это ознакомление детей с устным народным творчеством, с русской праздничной культурой, использование фольклора в развитии двигательной активности детей, календарно - обрядовые праздники, познавательные проекты, а также знакомство ребят с народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях.
В реализацию плана включаются воспитатели, музыкальные руководители, весь коллектив. Они широко используют русские народные игры на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке, на праздниках и развлечениях, отслеживают репертуар хороводных, песенных игр, систематизируют и классифицируют народные игры, для совместной деятельности. Детей вводят в мир православной праздничной культуры. Также в подборе игр привлекаются и старшие поколения.
Большое значение должно придаваться обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе. Поэтому используются эмоционально-образные средства - интерес, воображение, активность. Элементы предстоящей игры включаются в комплексы утренней гимнастики или физкультминуток, также в тематические виды занятий или как часть занятия. Здесь стремясь раскрыть сюжетную народную игру, показываются иллюстрации, рассказывается о предметах, используемых в этих играх, национальных обычаях, дети знакомятся с текстом игры. Иногда кратко рассказывается о сюжете игры, поясняется роль, диалог. (Игры «Гуси - гуси», «Мак», Ястреб» и другие).
Все свои жизненные впечатления и переживания, дошкольники передают в условно-игровой форме. Поэтому надо способствовать их превращению в образ, не только применяя атрибуты, но и создавая музыкальный фон. Условно - игровая форма организации русских игр особенно развивается в играх, отражающих отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры, воспитывают доброе отношение к окружающему миру. К ним относятся: «Стадо», «Пчелки и ласточка», «Волк и овцы» и другие. Чтобы игровая ситуация увлекала ребят, используются зачины, юмор, шутки, считалки, жеребьевки - т. е. вся художественная прелесть, ценнейший игровой фольклор. Например, «Катился горох по блюду, ты води а я не буду», или «Я купил себе дуду и по улице пойду. Громче дудочка дуди: мы играем - ты води». Вся эта прелюдия помогает быстро организовать играющих, объективно выбрать ведущего точно выполнять напевность или характерный склад текста.
Объясняя новую игру можно использовать сундук - игротеку. Это многофункциональный сундук. Находящиеся в нем предметы, в зависимости от предстоящей игры, уникальны тем, что состоят из предметов известных на Руси. Это игры «Городки», волчок, биты, скакалки, юла, мишень камушки, и другое. С помощью сундука происходит знакомство ребят с историей русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и, находчивость, быстроту и хорошую координацию. Здесь используются игры «Городки», «Горелка», «Лапта», «Палочка - выручалочка».
Оригинальность самовыражения, своеобразие языка, формы и содержание русских перекличек совершенствуют национальные традиции и несут богатые фольклорные пласты, которые способствуют воспитанию уважительного и устойчивого отношения к родной стране. Здесь предлагаются игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность «Дедушка - рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Учитывая, что творческие возможности дeтей индивидуальны, наилучший путь их раскрытия - воображение: собирают ягоды, сеют лён, рубят дрова, вяжут метелки. Расширяя интерес к народной традиции и культуре, детям показывают картины, иллюстрации, а так же песни, пляски. Разучивание народных игр и хороводов водящие только «девицы» и только «хлопчики», роль мальчика соответствует роли настоящего мужчины, приглашая девочку, он ведет ее в круг, зазывает выполнять действия, связанные с текстом игры, любуется или наоборот показывает свою удаль. Этот прием дает богатый материал для полоролевого воспитания детей. Это игры «Когда солнышко взойдет», «Плетень», «Ехал Ваня на коне», «Пахарь», «Я посеяла ленку» (игра жителей Белогорья) и другие. Эти игры уникальны и тем, что способствуют развитию творческого самовыражения ребят, раскрывают личностные качества, ведут к импровизации. Впечатления после таких игр очень глубоки и эмоциональны.
При проведении интегрированных занятий, связанных с легендарными русскими богатырями, с историческим прошлым нашего народа применяются игры : «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали раннее в популярности современным киногероям. Тем самым, ребенку дается возможность почувствовать традиции православной семьи, особенности мужественности и женственности. Все это, находит отражение и в православных праздниках: «Богатыри Земли русской», «Праздник Покрова», «Рождество», «Пасхальный звон», «Масленица»; сезонных игровых праздниках: «Осенние гуляния», «Русские игрища», «Прилет птиц».
По мере накопления материала можно проводить доминантные игровые занятия или сказочный театр, основанные на знакомом материале. Эти занятия доставляют детям большое удовольствие, способствуют самовыражению. Их можно заложить в основу большого праздника, сценарий которого может быть таким:
. Наблюдение за играми ребят – заводил «Нагонялы», «Прыгалки», «Калечина- малечина».
. Построение и представление команд.
. Шуточные соревнования, заимствованные из народных игр.
. Подведение итогов, награждение команд и отличившихся игроков.
. Народные игры и забавы для всех: «Салочки в два круга», «Горелки», «Ручеек», «Хромая лиса», «Замри».
Taк как работа по приобщению ребят к русским народным играм планируется совместно с воспитателями, хорошо проводить в интервалах между занятиями игровые перемены. Их построение зависит от видов занятий и способствует переключению деятельности с одного вида на другой. В игровые перемены включаем игры - хороводы, игры с выбором, ловишки на ролевой основе и другие. Воспитатели вносят новизну в хорошо знакомые игры.
Безусловно, проблему приобщения детей к народным играм, нельзя рассматривать в отрыве от семейного воспитания. Совместная работа с родителями, их непосредственное участие и заинтересованность, помогут в решении поставленных задач.
Таким образом, в вопросах воспитания детей, огромная роль дошкольного детства является общепризнанной. Сегодня педагоги не должны стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших средств - народной игры. Введение народных игр в современный педагогический процесс может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа.
Можно сделать выводы о позитивных результатах:
Игры-упражнения, основанные на русском народном творчестве, создают хорошее настроение, самочувствие ребенка “заряжают” бодростью, энергией.
Появляется интерес к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Дети полностью удовлетворяют естественную потребность в движении.
Повышается уровень заинтересованности родителей в решении данной проблемы.
Дети проявляют интерес к традициям русского народа, русским народным играм, появляется желание самостоятельно придумывать варианты действий игр, и их организации.
Изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание
друг к другу.
Исторические события нашего народа воспринимаются детьми как
нравственные идеалы и являются хорошей почвой для формирования любви к своей Родине.