Галина Дмитриева
Консультация для воспитателей «Всестороннее развитие личности ребёнка через приобщение к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Всестороннее развитие личности ребёнка
через приобщение художественной литературе»
Комментарии к слайдам
2 слайд. Актуальность
Публикация «Консультация для воспитателей „Всестороннее развитие личности ребёнка через приобщение к художественной литературе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.
Ни читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение
Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.
3 слайд. Какую бы образовательную область мы не взяли, будь -то познавательная, речевая, художественно – эстетическая, физическая, социально –коммуникативная – все они так или иначе тесно связаны с художественной литературой.
Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, мы знакомим детей с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания и развития : она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Литература становится одним из культурных средств, при помощи которого дети учатся выражать свои переживания.
Художественная литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Художественные произведения способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. (Н. С. Карпинская).
4 слайд.
Наша цель и задачи.
Цель : сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
1. Развивать интерес к художественной и познавательной литературе, как к средству познания.
2. Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
3. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.
4. Понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
5. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.
6. Воспитывать бережное отношение к книге, стремление самостоятельно рассматривать иллюстрации.
7. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, способствующий воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
5 слайд.
Создание предметно-развивающей среды
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… (Е. И. Тихеева).
Неоспоримым фактом остается то, что эффективности и результата можно достигнуть только при правильно организованной предметно - развивающей среде. В группах должны быть созданы центры художественной литературы. В центре должны располагаться: книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста; книги, любимые детьми группы.
В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе : этическое и эстетическое.
Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате.
Книжный уголок располагается так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу и рассмотреть ее.
В книжном уголке помещаются портреты писателей, иллюстраторов детской книги, сказки, юмористические рассказы, энциклопедия и т. д.
Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.
6 слайд.
Кроме книг, в книжном уголке нужно размещать разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др., Художник-анималист и писатель Е. И. Чарушин, он дарит ребенку с ранних лет жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины нравственности человека. Произведения Е. И. Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает.
Насколько же точно переданы художником А. Ф. Пахомова образы крестьянских детей и деревенская жизнь того времени. и атрибуты деревенской жизни и одежду детей и взрослых! В таких произведениях «Филипок», «Для самых маленьких» и др.
7 слайд.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев,, Е. М. Рачёв, В. М. Конашевич, Ю. Д. Коровин и другие, вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличает высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей. Задача воспитателя – ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Дети четырёх лет учатся осознавать содержание рисунка, обращают внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к изобразительному искусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа формируют простейшие представления о средствах художественной выразительности.
8 слайд
Можно организовать книжные выставки, посвященные творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т. д.)
9 слайд.
Кроме книг, в книжный уголок можно внести альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми по произведениям художественной литературы из отдельных рисунков, фотографий о профессиях, игрушках, о растениях и др.
10 слайд.
Какие же методы работы можно использовать по приобщению дошкольников к художественной литературе. Это словесные, наглядные, практические.
11 слайд.
Один из методов – это применение мнемотехники.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника – это ситема методов и приемов, обеспечивапющих эфективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника помогает развивать :
Ассоциативное мышление
Зрительную и слоховую память.
Зрительное и слуховое внимание.
Воображение.
Связную речь.
Мелкую моторику рук.
12 слайд.
Заучивание наизусть и пересказывание по мнемотаблице (развитие связной речи) (фото).Помогает детям лучше запомнить текст произведения.
13 слайд. Чтение х / л играет немаловажную роль в художественно – эстетическом развитии детей. Сюжеты прочитанных книг дошкольники отражают в лепке, рисовании, аппликации.
Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Эмоции вызывают у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому. Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который ребенок получает через восприятие.
14 слайд.
Одним из эффективных средств всестороннего развития детей является театрализованная деятельность.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Театрализованные игры помогают формировать нравственные нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо. Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Театрализованная игра, основанная на сюжете потешки, песенки, небольшого стихотворения или сказки, проводится в разных формах: - в форме хоровода, из которого дети по очереди выходят в центр круга и говорят ролевые реплики; - в форме театра масок дошкольники надевают маски (или шапочки) главных героев и разыгрывают сюжет или сценку из произведения; - в форме театра кукол бибабо дети, сидя за ширмой, воспроизводят по ролям рассказ или сказку.
15 слайд.
Игра -драматизация, литературная постановка требуют от ребенка не только знаний текста, но и умения перевоплощаться, используя различные средства выразительности (жесты, мимику, интонацию). В игре-драматизации дошкольники ярко выражают личное отношение к изображаемым событиям, к герою. В основе таких игр сказки, динамичные по своему характеру. Литературная постановка более сложный вид театрализованной деятельности. В ходе её подготовки дети знакомятся с произведением, обсуждают его, последовательно останавливаясь на каждом персонаже.
16 слайд.
Приобщая ребенка к художественной литературе, в уголке книги можно оформить «Правила пользования книгой», тем самым сформируем у детей бережное отношение к книге. Чтобы привить детям бережное отношение к книгам, можно оформить «Книжкину больницу».
17 слайд.
С детьми организуются беседы на тему «Что мы знаем о книге», «Книга -лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создает книги», «Путешествие в прошлое книги». Дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей, какие книги были до нашего времени.
18 слайд
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности.
Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста, помогают привить детям этические нормы поведения, учат детей делать выводы о характере поступков или поведении персонажей, учат дошкольников правилам вежливости, общению, культуре, умению анализировать и оценивать поступки героев.
Важным помощником в воспитании добрых чувств являются беседы по художественным произведениям таких авторов, как В. Осеева «Плохо», В. Сухомлинский «Блестящие ботинки», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Печенье» «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Мояковского; «Волшебное слово», «Синие листья» В. Осеевой; «Два товарища» Л. Н. Толстого; стихотворение «Жадина» Я. Аким; «Как друзья познаются» С. Михалкова»; «На горке» Н. Носова; Нехорошая история» Е. Серовой; И Крылова «Лебедь, рак и щука»; «Вовка -добрая душа» А. Барто; сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», «Два жадных медвежонка», В. Г. Сутеева «Под грибом», «Теремок». «Цветик-семицветик В. Катаева. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.
19 слайд.
Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения, элементарная опытническая деятельность помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир, связать его с личным опытом.
Содержание стихов, рассказов Н. Богатыревой «Цветы вокруг нас», В. Касаткиной «Родная природа», С. Вахринцевой «Мир растений» сказок Л. Ф. Воротниковой «Бабушка Федора и герань», «Как у росточка появилось имя», «Как человек приручил растения» обогащает представления детей о природе, радует детей, дарит хорошее настроение, будит фантазию.
А в процессе наблюдений, трудовой и исследовательской деятельности дети учились устанавливать причинно-следственные связи. начинали видеть (из опыта) в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, посадили на солнце или в тень. Научившись понимать состояние растений, дети будут им сочувствовать, оберегать, сохранять их, а впоследствии не только охранять красоту, но и творить ее вокруг себя.
Дети узнали, что цветы – красота, о которой надо позаботиться.
Например, при знакомстве с рассказом Г. Циферова «Ёжик» дети узнают, что в луже, как в зеркале можно увидеть отражение предметов. Басня Толстого «Галка и кувшин» учит читателей тому, что любую проблему можно решить, если очень захотеть и приложить необходимые усилия. Именно так поступает Галка в басне Толстого. Жажда заставляет птицу задуматься над тем, как добраться до воды, оставшейся на дне кувшина. Приложив усилия (набросав камней в кувшин, Галке удается уталить свою жажду.
20 слайд
Сотрудничество дошкольной организации с детской библиотекой приводит детей в мир книги. Сотрудники библиотеки рассказывают, что такое библиотека и как она работает. Дошкольники с педагогами посещают библиотеку, где для них организуется небольшая экскурсия по разным залам.
21, 22 слайд.
ФГОС ДОУ отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе используются следующие формы работы:
Анкетирование
Помощь родителей в организации праздников, театральных постановок
Педагогическое просвещение
Консультации
Родительское собрание
Участие родителей совместно с детьми в различных конкурсах детского
сада и группы.
23 слайд.
Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и с первых дней привить ему интерес к книгам, учат ребенка любить сам процесс чтения.
Воспитатель : Дмитриева Г. Н.
1 квалификационная категория
МБДОУ д/с №6 «Антошка» г. Павлово