Ермакова Надежда Валерьевна
Консультация для воспитателей «Позитивная социализация детей через социальные акции»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Кто-то из взрослых называет их поколением Z. Дети, рожденные в эпоху цифровой революции… Часто ли ваши дети гуляют сами, без вашего присмотра, во дворе? Давно ли вы видели детей, которые сами на улице выбрали себе игру, и например, бегают и играют в прятки? А может быть они играют в жмурки? Салки? Колдунчики? Куда пропало самое замечательное средство развития крупной моторики – игра “в резиночку”? Где те замечательные игры нашего детства, так называемая дворовая субкультура, в ходе которой происходила естественная самокоррекция детей, происходило моторное, физическое развитие. В этих играх шло полноценное насыщение кислородом головного мозга. Дети в дворовых играх учились взаимодействовать друг с другом, дрались, выясняли свои отношения, создавали коалиции, выбирали, во что и как они будут играть, получали первый опыт самоорганизации и самоуправления. Вместо этого, сейчас в лучшем случае мальчишки играют в футбол, если рядом с домом есть спортивная площадка. В худшем – не гуляют совсем. Что же может сделать в таких условиях дошкольная образовательная организация?На наш взгляд нужно почаще организовывать социальные акции. Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Понимая всю важность процесса социализации детей дошкольного возраста, мы решили расширить деятельность в этом направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям социума. 1
Публикация «Консультация для воспитателей „Позитивная социализация детей через социальные акции“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В ходе акций дошкольники получают знания, формируют навыки культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Мы рассматриваем акцию как некую общественную кампанию, направленную на достижение какой-либо социально значимой цели. Цель акции – привлечение внимания в какой-либо проблеме, привлечение ресурсов для решения какой-либо проблемы, непосредственно решение проблемы. Акция предполагает работу с детьми, родителями и социумом, направленную на привлечение их внимания либо к самой проблеме, либо к способам ее решения. Социальные акции бывают различной направленности: — помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»); — экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы»); — окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»); — значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения А. С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»). Приведу пример. Акция «Посади дерево». Цель данной социальной акции : развитие у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание в детях заботливого отношения к природе; привлечение родителей и сотрудников детского сада к участию и совместному проведению акции; восстановить озеленение территории детского сада. В акции активно участвовали сотрудники детского сада, также с большим удовольствием принимали участие родители.
2
Совместная деятельность детей и взрослых доставила массу приятных моментов, каждый вносил свой вклад в озеленении территории. Дети хоть и маленькие, любят, чтобы вокруг было красиво и зелено. С большим удовольствием они помогали взрослым капать ямки, носить песок, придерживать саженцы и т. д. Наши дети – настоящие патриоты своей Родины. Деревца посаженные ими будут радовать многие поколения других деток, которые будут посещать наш детский сад. Акция «Покорми птиц зимой». Цель акции : расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению; закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года; воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Акция «Разноцветный детский мир» Цель: Сделать скучное веселым, порадовать окружающих. Провести исследование: где какая дорожка детского сада ждет украшения. Украсим рисунками дорожки д/сада. Создание эскизов рисунков. Коллективное раскрашивание мелками дорожек и площадок детского сада В подготовке и проведении социальной акции можно выделить несколько этапов.
3
Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции педагогу необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции. Основной этап – реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях). Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка, галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки и др.). Не забывайте о сценарных эффектах (запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк и др.).Обязательно привлекайте родителей к подготовке и проведению любой акции! Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Например, при составлении итогового отчета о проведении социальной акции, педагог анализирует: — удачные и неудачные моменты ее проведения; — совпали ли цель акции и её результаты; — соответствовала ли цели акции форма проведения. Необходимо определить перспективы акции : нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции. Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результатом проведения в ДОУ социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными в своём поведении. В 4
привычных условиях они действуют осознанно и целенаправленно, понимают и оценивают результаты и последствия своих действий, легче адаптируются к смене условий. Дети старшего дошкольного возраста понимают сущность своего «Я» и осознают себя частью природы, частью социума, частью окружающего мира, частью культуры.
5